Успевают ли украинские вузы идти в ногу со временем?

И студенты, и даже сами преподаватели все чаще жалуются, что наше образование не успевает за ходом жизни.

Студенты изучают так много дисциплин, что им сложно сосредоточиться на профильных предметах. Фото: Thinkstock.

Вузы не вводят новые дисциплины и курсы, слишком медленно меняют учебные планы, редко привлекают преподавателей-практиков или зарубежных коллег… 

Мы решили узнать мнение экспертов и руководителей вузов, а также самих студентов. Что делают в учебных заведениях для того, чтобы студенты получали актуальные знания? Какие сильные стороны есть у украинского образования? И наконец, что в современном учебном процессе  зависит от самих студентов и какие советы можно им дать? 

"ВУЗЫ ДАЛЕКИ ОТ РЕАЛЬНОСТИ" 

- Как вы оцениваете сложившуюся сейчас в Украине систему образования? Какие можно выделить главные проблемы  в вузах, как они с ними справляются?  

Елизавета ЩЕПЕТИЛЬНИКОВА, президент Украинской ассоциации студенческого самоуправления. Фото: архив "КП".

Елизавета Щепетильникова:  - Нашу систему образования сложно назвать идеальной. Грустно, но большинство учебных планов несовременны. Жалуются и студенты прикладных направлений (например, будущие металлурги), и гуманитарных специальностей, и те, кто имеет дело с компьютерами. А вносить изменения очень сложно, вариативная часть в планах сейчас 20%. Мало сильных преподавателей, которые знают рынок, знают, что происходит за границами вуза. 

Инна Совсун: - Проблема в том, что университеты далеки от реальности. Во многом потому, что ограничены в своих действиях. Например, они не имеют права платить зарубежным специалистам деньги, чтобы те читали лекции или проводили семинары, поэтому рациональные западные ученые просто не приезжают. А преподаватели - это главный ресурс вуза! Все остальное можно найти и онлайн. Финансирование -  это  серьезная проблема. До смешного маленькие зарплаты - в среднем 3300 грн. у преподавателя, хотя, конечно, в вузах уровня КНУ, КПИ она выше. Другая проблема - огромная учебная нагрузка и на студентов, и на преподавателей. Объем больше, чем в зарубежных вузах. У украинского преподавателя в среднем 800 часов, тогда как у западного всего 200 часов. За рубежом студенты учат одновременно 5 предметов, а у нас 10-15. Внимание студента рассредоточено, ведь все это сдать нужно! Нужно разгрузить программу и дать студентам возможность уделять предметам должное внимание.

- Что же делать? 

Елизавета Щепетильникова: - Нужны конкуренция между вузами и их автономия. Некоторые вузы работают с работодателями, но это единицы. Есть потенциал, достаточно сильные технические школы, гуманитарные… Главное, есть группа университетов, которые могут стать основой для прорыва. Есть украинцы, которые получают качественное зарубежное образование и могут быть привлечены к работе в наших вузах. Пока, к сожалению, их мало. 

Инна СОВСУН, координатор образовательных программ Центра исследований общества, преподаватель Киево-Могилянской академии. Фото: business.ua 

Инна Совсун: - Не выстроена сама система. Нужны изменения на уровне страны. Необходимо дать возможность преподавателям менять учебный план. Сейчас они должны семь кругов ада пройти, чтобы это сделать. Конечно, студенты должны и сами заниматься. Но их при этом нужно учить тому, как находить информацию, как отличить полезную от ненужной. У нас студенты часто идут работать, потому что университеты не дают практических, прикладных знаний, близких к реальности. Наши преподаватели не проводят своих исследований. Как глобализация, например, повлияет на Украину? Нет таких исследований, поскольку за это не платят. 

"ТЕ, КТО ОТСТАЕТ, - ПРОСТО ИСЧЕЗНУТ" 

- Сфера образования, как и весь современный мир, меняется очень быстро. Как мы видим, есть жалобы, что вузы не успевают за этими изменениями, а в результате студенты не получают актуальных знаний… Как решается проблема в вашем вузе? 

Олег Шаров: - Во-первых, идти в ногу со временем - важная, но не главная задача высшей школы. Все вузы призваны давать широкое фундаментальное образование, которое позволит выпускнику самостоятельно осваивать новейшие тенденции и достижения (не только этого, но и последующих годов), активно участвовать в их создании в будущем.

Во-вторых, новые знания и новые достижения обычно ложатся в контекст хорошо разработанных дисциплин и спецкурсов, привнося в них важную изюминку актуальности и новизны. Поэтому переделывать планы по причине введения принципиально новых курсов приходится нечасто. 

Наконец, задачу постоянного обновления содержания образования каждое учебное заведение решает по-своему, в зависимости от своего потенциала и традиций. В нашем университете для чтения спецкурсов активно привлекаются преподаватели-практики из самых разных сфер профессиональной и общественной деятельности, многие наши преподаватели не только занимаются научной и педагогической деятельностью, но и ведут активную профессиональную и консалтинговую деятельность в своих сферах. 

Татьяна ВАРФОЛОМЕЕВА, ректор Академии адвокатуры Украины. Фото: архив "КП". 

Татьяна Варфоломеева: - Полагаю, что вузы, которые не успевают это делать, рано или поздно прекратят свое существование, ведь страшно представить последствия непрофессиональной деятельности, особенно юриста. 

Высокое качество подготовки студентов обеспечиваем тесным соединением науки и практики. Это достигается благодаря обязательной практике и внедрению с 1997 года дополнительной программы специальной адвокатской подготовки: практическая учеба в школах известных адвокатов, совершенствование навыков в судебных практикумах; многочисленные тренинги в специально оборудованных помещениях Центра развития профессиональных компетенций с применением разработанных в  нашей академии инновационных технологий. Программа спецподготовки начинается с дисциплины "Деловой этикет адвоката" в режиме ролевых игр с использованием видеосъемки и методики team-teaching, тренингов по ораторскому искусству, по навыкам публичного общения, участия в дискуссионном клубе и постоянного общения с юристами-практиками. Студенты практикуют в юридических клиниках, в Ювенальной учебной юридической консультации академии, постигая азы защиты прав человека, дают консультации гражданам при участии адвокатов, психологов, медиаторов, изучают историю адвокатуры, адвокатологию, большой объем английского языка, в том числе юридического, слушают спецкурсы на иностранном языке, мастер-классы зарубежных адвокатов. 

Вводим новые дисциплины: открыта новая специализация - "медицинское право", на базе Института медицинского, фармацевтического права и биоэтики нашей академии. Особенности адвокатской профессии и навыки защиты прав человека студенты получают в Институте прав человека и проблем адвокатуры, где проходят международные конференции, выступают судьи ЕСПЧ. Лекции на английском языке читают преподаватели европейских вузов, с которыми сотрудничает наша академия.

Знакомству студентов с последними тенденциями и достижениями способствует участие в рабочих группах при президенте Украины и Верховной Рады; адвокатская деятельность преподавателей, их работа в органах адвокатского самоуправления, привлечение как лекторов на семинары для адвокатов, в том числе дистанционных, где участвуют и студенты. 

Успешность академии состоит в высокопрофессиональном преподавательском коллективе, который сейчас пополнился новыми докторами наук и профессорами, доцентами. Рядом с ними преподают бывшие студенты академии - кандидаты наук.

В 15 странах учатся наши выпускники по магистерским программам, в том числе в Сорбонне, Школе адвокатской подготовки в Англии.

Владимир Бугров: - В нашем вузе учебные программы модернизируются в соответствии с веяниями времени. И наши студенты-кибернетики, которые выигрывают на международных олимпиадах по программированию, тому доказательство! Хотя, конечно, есть определенные показатели, которые отсутствуют. Например, в США и европейских странах в образовательном процессе активно участвуют работодатели. Они не занимают выжидательную позицию, они активно участвуют, помогают вузам воспитывать готового к трудоустройству выпускника. У нас же только некоторые работодатели - очень малая их часть - действительно сотрудничают с вузам. 

В ведущих вузах процесс обучения постоянно модернизируют. Фото: Thinkstock. 

"ЗАЛОГ УСПЕХА: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И МНОГО ПРАКТИКИ" 

Олег ШАРОВ, проректор университета "КРОК". Фото: архив "КП". 

- Какие, на ваш взгляд, плюсы и сильные стороны есть у украинского образования? Ведь иностранцы едут учиться к нам. Что мы в себе недо-оцениваем?

Олег Шаров: - Украинское высшее образование является европейским по своему уровню, духу и традициям. Хотя бедность нашей страны мешает дотягиваться до вершин лучших образовательных практик. В Украине довольно большой процент ВВП тратится на образование (около 7%), но наш ВВП оставляет желать много большего. 

Мне думается, что мы недооцениваем в себе сочетание высокой академической культуры и традиционную толерантность. Немало наших национальных университетов имеют многовековую историю, а многие частные вузы доказали умение быть динамичными. 

- В современном мире быть успешным сложно без самообразования, дополнительных навыков и знаний, которые студент получает за стенами вуза - на стажировках и практике на предприятиях. Как у вас налажена с этим работа?

Олег Шаров: - Выпускнику вуза без опыта работы вообще трудно найти себя на современном высококонкурентном рынке труда. Для этого наш университет, например, постоянно работает над созданием таких условий, чтобы к моменту получения диплома выпускник мог честно и грамотно написать в своем резюме: имею опыт реальной профессиональной деятельности. Под эту цель подстраивается расписание, увеличивается объем практической подготовки, проводятся тренинги, дни карьеры и многое другое. Очень надеемся, что новации в законодательстве о занятости дадут новый импульс развитию стажировок и эффективной практике на предприятиях.

Владимир БУГРОВ, проректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Фото: Антон Лущик. 

Владимир Бугров: - Мы комплектуем библиотеки, делаем подписку на доступ к мировым базам данных. На мой взгляд, это очень важный момент сейчас для украинского образования - быть включенными в мировой научный процесс. Конечно, для этого нужен иностранный язык. У нас уже четвертый год действует новая концепция преподавания иностранных языков. Это все способствует и учебе, и самообразованию. 

- Какие методы организации учебно-воспитательной работы, по вашему мнению, необходимо использовать в подготовке успешных специалистов?

Петр Таланчук: - Качественное внедрение фундаментальных теоретических знаний является обязательным требованием для современного образования. В университете "Украина" обучают специальностям и профессиям, которые являются конкурентоспособными на рынке труда по результатам прогнозов. Параллельно процессу обучения студенты университета "Украина" имеют возможность на практике совершенствовать профессиональные навыки и знания, полученные по специальности, в студенческих учебно-научно-производственных подразделениях. 

- Можете привести какие-то конкретные примеры? 

Петр ТАЛАНЧУК, президент Открытого международного университета развития человека "Украина" (университет "Украина"). Фото: архив "КП". 

Петр Таланчук: - Конечно. Под руководством преподавателей студенты Института права и социальных отношений могут практиковать теоретические знания в Юридической клинике "Фемида", консультации которой востребованы у местных жителей, в первую очередь из числа незащищенных слоев населения. 

Несколько лет функционирует студенческое подразделение "Блиц-печать" с правами издательства. Там студенты самостоятельно осуществляют компьютерный набор, верстают, редактируют книжные издания, организуют выпуск учебной литературы.

Студенты кафедр журналистики, украинского языка и литературы имеют уникальную возможность приобретать не только навыки работы в печатных СМИ и книгоиздательской отрасли в издательско-типографском комплексе университета "Украина", но и получать опыт работы на радио и телевидении, используя потенциал современной студии звуко- и видеозаписи "Талан-студио". 

Студенты-физреабилитологи проходят практику в Медико-реабилитационном центре, а в Центре практической психологии можно получить психологическую помощь и получить опыт консультативной, коррекционной работы. 

Также в университете "Украина" стартовал инновационный образовательный проект "Школа карьерного роста", где как старшеклассники, так и студенты и молодые сотрудники университета обучаются навыкам общения, лидерства, межличностных отношений, традиционным и новейшим технологиям здоровья и красоты, диагностируют свои способности, пробуют себя в различных профессиях, строят прогноз профессиональной успешности. 

Кроме того, на базе университета "Украина" функционирует Лингвистический центр, который специализируется на углубленном изучении иностранных языков - английского, немецкого, французского, испанского, китайского и арабского. 

На курсах водителей можно не только получить права на вождение легкового автотранспорта, но и редкие навыки экстремального и безопасного управления автомобилем. 

Таким образом, для прохождения практики и апробации теоретических знаний студентов университет "Украина" имеет мощную материально-техническую базу, а также высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав.