В моем детстве, которое пришлось на конец пятидесятых, до меня дошли отголоски общесоюзной сталинской кампании против "низкопоклонства перед Западом". В жизни рядового советского гражданина товаров с западными брендами было немного. Если они вообще были - со второй половины сороковых в СССР шла активная борьба за приоритет советской науки и вообще всего отечественного, на худой конец "народно-демократического". Читатели со стажем наверняка помнят китайские кеды и плащи "Дружба", чехословацкие рубашки, польские туфли, гэдээровские пылесосы, миксеры и печатные машинки. Вещи производства капиталистических стран найти было можно, но только в комиссионных магазинах и по баснословным ценам.
Но это вовсе не значит, что таких "идеологически чуждых" товаров не было в обиходе советских вождей.
|
УТРО НАЧИНАЛОСЬ С GILLETTE И SIEMENS
Во время посещений Ближней и Дальней дач Сталина я обнаружил множество занятных, причем именно импортных вещей.
Даже бытовые весы в сан-узле на Ближней даче были немецкого производства. На их циферблате легко угадывается название фирмы Seca, которая была основана в 1840 году и существует и сейчас. В довоенные времена она именовалась Seca Vogel & Halke GmbH. Весы у Сталина были обычные, пружинные, причем в отличие от современных моделей необходимо было обладать хорошим зрением и определенной сноровкой, чтобы разглядеть на экране внизу цифры, на которых замерла стрелка. Предельное значение на сталинском циферблате, кстати, 140 килограммов.
До конца сороковых годов генералиссимус предпочитал бриться самостоятельно. В начале тридцатых у него еще была немецкая опасная бритва Solingen (по имени городка). Сейчас в России можно купить подобные бритвы с клеймом города за сумму от 250 до 2000 долларов.
|
В середине тридцатых "вождь народов" перешел на бритье безопасной бритвой Gillette. Сталинский станок Gillette до сих пор сиротливо лежит на стеклянной полочке под зеркалом в сан-узле на Ближней даче. Нынешние бритвенные станки этой фирмы не так уж и дороги: от 300 до 500 рублей…
В санузле на Ближней даче можно увидеть еще два предмета бытовой техники иностранного производства, причем одной и той же фирмы. Это переносной белый калорифер и электрический водонагреватель накопительного типа фирмы Siemens Chuckert werke GmbH, сейчас более известной как Siemens AG.
РАДИОЛУ ПОДАРИЛ ЧЕРЧИЛЛЬ
|
В историческом путеводителе С. В. Девятова, А. Н. Шефова и Ю. В. Юрьева "Ближняя дача Сталина" (под ред. Ю. В. Сигачева) есть упоминание и о другой продукции "Сименса", причем такой, которой генералиссимус доверял многие секреты. Вот как описывается Малая столовая: "На северную террасу выходят четыре окна. В простенке между вторым и третьим, как и прежде, стоит круглый стол. На красной скатерти, расшитой желтыми цветами, - кнопка для вызова охраны и черные телефонные аппараты фирмы "Сименс": правительственная "вертушка" и телефон специальной связи с говорящим названием "кремлевка". Рядом аппарат цвета слоновой кости - так называемый "ВЧ".
Кстати, аппарат "ВЧ" был отечественного производства, поскольку "Сименс" подобной технологии шифрования телефонных разговоров в те времена не имел.
У камина в Большом зале стояло ружье старейшей немецкой оружейной фирмы, основанной еще в 1751 году Sauer&Sohn. Современный Sauer-202 стоит от 140 до 190 тысяч рублей, другие модели могут быть и дороже.
Там же, в Большом зале, была английская радиола, подаренная Сталину Черчиллем. Подобное многофункциональное устройство, тоже импортное, было на втором этаже дачи.
|
ОТ ROLLS-ROYCE ДО TATRA
В течение длительного времени (с 1919 по 1947 г.) Сталин перемещался исключительно на автомобилях зарубежного производства. В двадцатые - тридцатые годы он больше всего любил автомобили Rolls-Royce. Их закупали для Гаража особого назначения (ГОН) в 1925, 1926, 1927, 1930, 1931 и 1932 годах. Сначала покупались автомобили Silver Ghost, затем открытые Phantom-1. В 1932 году был, кстати, закуплен новейший автомобиль, как сейчас говорят, "премиум-класса", Rolls-Royce Phantom-2. Сталина совершенно не смущало то, что эти автомобили были праворульными.
В 1928 году за 3836 долларов в США был закуплен первый автомобиль Lincoln L. А в 1932 году в ГОН поступило уже 30 автомобилей Lincoln KB. Сталин, правда, пользовался ими реже, чем "Роллс-Ройсами".
С 1936 года наступила эпоха бронированных автомобилей Packard. "Паккарды" очень нравились Сталину своим монументальным дизайном, мощью и отличной бронезащитой. Не случайно первый советский бронированный автомобиль "ЗИС-110Э" был внешне очень похож на Packard-160. 10 лет Сталин передвигался на этих скоростных и защищенных от пуль и осколков гранат машинах. Один такой автомобиль (белого цвета) был подарен ему президентом США Рузвельтом, остальные ГОН закупал в США.
В 1947 году Сталина обслуживали 2 бронированных автомобиля Packard и обычный Tatra, произведенный в Чехословакии. Скорее всего, эта машина была переведена в ГОН, так сказать, в политических целях - чтобы поддержать реноме промышленности "братской Чехословакии".
|
ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ ВОЖДЕЙ
Типичная сцена тех лет: перед тем как сесть в машину, Сталин доставал карманные часы и сверялся по ним. Часы были швейцарскими, причем изготовленными не самой дешевой по тем временам фирмой Longines. Сегодня карманные часы "почти как у Сталина" можно купить в Москве за сущую безделицу - от 460 долларов. А золотые Longines (а именно такие были у генералиссимуса) стоят в десятки раз больше.
Кстати, именно часы Longines лежали рядом с бесчувственным телом Сталина 1 марта 1953 года, когда его хватил удар. При падении они остановились и показывали 18.30…
Автор и редакция выражают признательность доктору исторических наук, профессору Сергею Викторовичу Девятову за помощь в подготовке материала.