Цыгане из сожженного в столице табора: "Уезжать не собираемся! Тут хоть заработать можно"

"Комсомолка" посмотрела, как живут на Осокорках ромы, поселение которых в этом году подожгли неизвестные.

Фото: Максим ЛЮКОВ.

ЦЫГАНЕ ЗИМУЮТ В СТОЛИЦЕ 

Разыскать табор оказалось довольно сложно. О том, что уже несколько лет (наездами) в лесу рядом с железной дорогой живут цыгане, большинство опрошенных нами киевлян даже не слышали. С улицы Здолбуновской сворачиваем в частный сектор и рядом с гаражным кооперативом следуем за пожилой цыганкой, толкающей перед собой детскую коляску, забитую доверху ржавыми железными трубами. 

- Ноу фото! - говорит она нам, решив, видимо, что мы иностранные репортеры. А потом, пристально глядя в глаза, добавила: - Не снимай. Нельзя. От вас, журналистов, одни беды. Весной неизвестные напали на табор, сожгли палатки вместе с вещами. И все после того, как ваши приходили, спрашивали, фотографировали... 

Лагерь еще несколько лет назад разбили посреди свалки. Живут здесь постоянно больше ста человек с детьми. Повсюду между деревьями валяются бутылки, кульки, бумажки… Там же небольшие шалаши, обшитые целлофаном. Сложно поверить, что в собранных из мусора палатках можно перезимовать. 

- Когда сильные морозы, то едем домой, в Берегово (Закарпатская область. - Авт.), - рассказывает хозяин домика 

Иосиф Горват. - Но не всегда на билеты денег хватает. Вот прошлую зиму в Киеве провели. Тут хоть заработать можно, а там - хоть с голоду помирай…

Он показывает нам свое жилье. В середине - печка-буржуйка, склепанная из листов железа, застеленная кровать, стул и ковры на стенах, выполняющие роль утеплителей. Иосиф говорит, что на зиму главное - дровами запастись и топить регулярно: уезжать они не собираются. На вопрос, почему не строят капитальные дома, отвечает, мол, на такие здания нужны разрешения.

Так выглядит жилье цыган изнутри. Фото: Максим ЛЮКОВ.

МИЛИЦИЯ: СЛУЧАЕВ ВОРОВСТВА НЕ ЗАФИКСИРОВАНО 

В воздухе витают довольно приятные запахи, несмотря на свалку вокруг, - на костре варится в казанке гороховый суп с мясом. Ромы приглашают нас отведать похлебку. 

- Как только  мы приехали, сразу пришел участковый, переписал данные паспортов, - говорит за столом один из ромов. - Нас тут все знают - в соседний дом за водой ходим. Не воруем. Если б такие случаи были, нас бы давно выгнали. 

Опекает табор и от милиции, и от других проблем местный цыганский барон, которого ромы называют "дядя Петя". Отзываются о нем только уважительно, мол, он все проблемы решит. Нам цыгане рассказали, что зарабатывают на жизнь сбором металла, одежду ищут на свалках, даже мобилки там находили и золотые цепочки.

Рядом с табором в частном секторе живут около двухсот киевлян. Они по-разному относятся к ромам: одни говорят - пусть себе живут, другие жалуются на участившиеся случаи кражи. 

- У соседа забор разобрали, дрова воруют, жестяная крышка от выгребной ямы пропала, - говорит хозяйка дома, попросившая не называть ее по имени - боится цыган.   

А вот по словам Инны Гамалий, пресс-офицера Дарницкого райуправления милиции, за последнее время к ним не поступило ни одного заявления от жителей соседних с табором домов с жалобой на то, что ромы воруют. 

ВОПРОС РЕБРОМ 

Можно ли их выселить? 

- Граждане Украины, представляющие этнические группы, имеют право жить в любом уголке страны. В том числе и таборным способом, - говорит правозащитник Эдуард Багиров. - Фактически в законе Украине написано о том, что жить ромы могут где захотят. Если же говорить о принудительном выселении, то это возможно двумя путями. Первый: Киевская администрация в письменном виде обоснует причину (например, табор находится над канализацией, которая требует срочного ремонта) либо через суд, куда местные жители могут обратиться с коллективным иском (например, если ромы им мешают спать, шумят, мусорят, воруют и т.д.).

Вообще-то из-за бюрократических проволочек табор вполне может пару дней простоять хоть на Майдане, пока чиновники не добьются решения суда о перемещения палаток в другое место.