Киевщина вспомнила своих героев

В субботу при участии министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко в селе Гатное Киевской области прошло перезахоронение останков бойцов Красной армии, погибших при обороне Киева.

Министр Юрий Бойко считает, что необходимо найти и перезахоронить каждого солдата, погибшего во время войны.

На протяжении многих лет Киев в начале ноября вспоминает далекие события Великой Отечественной войны. В августе-сентябре 1941 года немецкая армия после продолжительных кровопролитных боев захватила украинскую столицу. Более двух лет город провел в оккупации. Только осенью 1943 года красноармейцы освободили Киев от фашистско-немецких захватчиков. И оборонительная кампания, и наступательная операция стоили жизни тысячам наших солдат. Многие из них навсегда остались "пропавшими без вести". Их душам нет упокоения, а родные даже не могут прийти на могилу погибших героев.

МЫ ВСЕГДА БУДЕМ ПОМНИТЬ…

Исправить эту ситуацию вот уже четвертый год пытается группа энтузиастов из археологического поискового отряда "Днепр - Украина". Вместе с другими поисковиками на Киевщине они проводят исторические и архивные исследования, опрашивают свидетелей событий, занимаются полевыми поисковыми работами, эксгумируют и перезахоранивают тела советских воинов. Поддержку организации оказывает министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, который содействовал открытию мемориала воинам-освободителям в селе Гатное, что по Одесской трассе. Отныне именно здесь находят свой последний приют герои, сражавшиеся за украинскую столицу. Погребение останков бойцов, разысканных поисковиками отряда "Днепр - Украина", происходят два раза в год - в День Победы и в День освобождения Киева.

Не стал исключением и текущий год. В минувшую субботу здесь перезахоронили останки 52 бойцов Красной армии, оборонявших столицу в августе-сентябре 1941 года. Возле мемориала звучал военный салют и проводился торжественный молебен. Почтить память героев приехали сотни жителей близлежащих сел, родственники погибших и государственные лица. - Такие памятные события, как перезахоронения солдат, объединяют людей. Наша область в эти дни отмечает очередную годовщину победы над фашистскими завоевателями. Мы приурочили перезахоронение к этому событию. Но подобная работа ведется постоянно. За последний год в нашей области перезахоронено около тысячи солдат и больше ста из них идентифицировали, - рассказал губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, обратившийся к собравшимся с речью, вручил членам отряда "Днепр - Украина" государственные награды от имени президента Украины.

- Сегодня мы провожаем в последний путь советских солдат и офицеров, которые отдали свои жизни, защищая Киев. Они погибли за то, чтобы мы могли свободно жить на нашей земле и растить детей, за наше с вами будущее, - сказал министр, выступая на торжественной церемонии. - Правду говорят: война не заканчивается, пока не похоронен последний погибший на ней солдат. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы каждый погибший советский воин был найден и передан земле. Мы всегда будем помнить об их героическом подвиге. Вечная им память и вечная слава!

 

НА ПРОЩАНИЕ СОБРАЛИСЬ СОТНИ ЛЮДЕЙ

По словам заместителя руководителя отряда "Днепр - Украина" Сергея Распашнюка, возле Гатного хоронят людей, найденных в разных районах области. Но все они погибли во время Киевской оборонительной операции 1941 года. 

- Статистики, сколько тогда погибло, нет. Но это тысячи и сотни тысяч людей, - говорит он. - Нашим войскам дали приказ оставить город и отступать. Несколько группировок попали в кольцо, и мы иногда находим скопления тел в одном месте.

Леонид Антипов приехал на похороны своего дяди Леонида Голуба из Кривого Рога. У него сохранились две фотографии, которые дядя успел прислать до войны. 

Сергей рассказывает, что в селах все меньше остается очевидцев, которые могут правильно подсказать, где шли бои. Практически все они в годы войны были детьми, и многое стерлось из памяти. Но все они понимают, чем обязаны красноармейцам. Поэтому, оставив домашние дела, сотни людей приехали в субботу попрощаться с солдатами.

- Хорошо помню, как село бомбили в 41-м. Мама как раз на базаре была. Мы в погребе попрятались, она прибежала, прямо под бомбами к нам заскочила, обняла, - рассказывает один из них, Антон Савчук из Белогородки, что в Киевской области. Война застала его 9-летним. - А потом немцы в село пришли из Белой Церкви. Наши сначала не были готовы их встретить - ни оружия, ни припасов.

- Да что там говорить, если у наших одна винтовка на двоих была, - добавляет свои слова в разговор его односельчанин Антон Андреевич.

- Да, а потом катюши появились, - продолжил Антон Михайлович. - Катюша из-за речки как даст! Так немцы босые бежали из села, побросали все, что в хатах было.

Рассказывала о том, как пережили оккупацию и Ольга Витерчук из Прутовки Романовского района Житомирской области:

- Папа в партизанах воевал, а мы с мамой остались в селе. Как немцы пришли, так вокруг села бои шли. Чтобы нас не поубивало, мы вырыли с мамой в лесу окопы и днем там прятались. А ночью в хату возвращались. Ночью тихо было, самолеты не гудели. Помню, как немцам кто-то донес, что у Чернышей отец - партизан, и они их хату сожгли. Свиньи, куры - все сгорело. Они вокруг стояли, пока один дымоход не остался.

"БАБУШКА ИСКАЛА, ПОКА БЫЛА ЖИВА"

Война, прокатившаяся по Украине с запада на восток и обратно, оставила миллионы бе­зы­мянных могил. Благодаря поисковикам, неопознанных захоронений становится все меньше и меньше. Как писала "Комсомолка" в ноябре прошлого года, отряду "Днепр - Украина" удалось узнать судьбу одного из членов штаба обороны Киева Тимофея Шамрыло. Его считали без вести пропавшим, а оказывается, он погиб в боях возле Гатного. В этот раз искатели отряда установили имена восьми погибших воинов, пригласили родственников. Шестеро из них живут в Украине, а двое приехали из России.

- Нам было известно о деде только то, что он воевал в полку НКВД и погиб в окружении, - рассказал житель российской Саратовской области Александр Осипов, внучатый племянник Василия Агапова.

Александр был немногословен. Но сознался, что для него было очень важно узнать, где похоронят дедушку. Чтобы привезти горсть родной земли на могилу деда, он провел двое суток в дороге. 

После перезахоронения все постепенно расходились, а возле мемориала оставались только родственники погибших. Трогая покрытую ржавчиной ложку и позеленевшие от времени монеты и пуговицы, рассматривала планшет с вещами деда Марина Ельченко. Она приехала сюда из Санкт-Петербурга, когда узнала, что поисковики нашли останки ее деда - красноармейца Абрама Григорьевича Кукуя.

- Когда его призвали в 1941-м, он служил писарем при штабе, - вспоминает она. - Связь пропала очень быстро, и все оставшееся время нам отвечали "пропал без вести". Бабушка искала постоянно, пока была жива. Потом мама и тетя продолжили. К сожалению, их обеих уже тоже нет в живых. 

Марина Геннадиевна тоже рассылала запросы, но получала уже знакомые ответы: "Вестей нет".

- А потом мне пришел ответ из Украины, от отряда поисковиков, - вздохнула она. - Причем я несколько дней в Интернет не заглядывала, как-то уставшая была, приболела. И мне дочка позвонила - иди, говорит, включи компьютер, посмотри письмо. Ее нашли через меня и тоже прислали сообщение. Я прочитала, звоню мужу, реву. Он спрашивает: "Что ты расстраиваешься?". А я так радовалась! 

СПРАВКА "КП"

Археологический поисковый отряд "Днепр - Украина" создали в 2008 году. В организацию входят несколько десятков людей, там создали подразделение подводного поиска из семи профессиональных водолазов. Отряд проводит исторические и архивные исследования, опрашивает свидетелей событий. Занимается полевыми поисковыми работами. Поисковикам разрешено проводить эксгумацию и перезахоронения останков людей, погибших в войнах. Кроме того, члены отряда помогают школам создавать музеи войны, а подразделениям МЧС уничтожать оставшееся с войны оружие.