В 2011 году новелла Сегала "Мир крепежа" произвела фурор на "Кинотавре" и взяла приз за лучший короткометражный фильм. Тогда продюсеры заказали Сегалу полный метр. Так появились "Рассказы" - четыре новеллы, которые являются сюжетами рассказов молодого писателя. Они попадают в издательство и начинают таинственным образом влиять на тех, кто их прочел. В новелле "Мир крепежа" главную роль - организатора свадеб - исполнил Андрей Мерзликин.
- Вы, когда принимали предложение сняться в "Рассказах", подозревали, что из вашей короткометражки вырастет полноценное кино?
- Нет, здесь сошлось такое количество событий, которые происходили вопреки всякой логике, что я сам до сих пор удивляюсь. Ну, например, с продюсером "Рассказов" Настей Кавуновской я знаком с тех пор, когда она была ассистентом по актерам на фильме "Бумер", который и открыл мне дорогу в кино. И вот в 2011 году Настя предложила мне сыграть в короткометражке молодого режиссера Миши Сегала "Мир крепежа". И я согласился во многом из-за хорошего к ней отношения.
- То есть остальные молодые режиссеры на актера Мерзликина в короткометражке рассчитывать не могут?
- Я примерно раз в год соглашаюсь, но не на все подряд. У нашей молодежи главная проблема в том, что они толком не знают, что хотят донести до зрителя. Все мечтают заполучить в свой дебютный проект известного артиста. Только итог такого сотрудничества вполне предсказуем: тот же Константин Хабенский своим актерским мастерством уровень картины поднимет, только режиссера это ничему не научит - заслуга ведь здесь не его, а актера.
- С Сегалом, надо понимать, случай другой?
- А там изначально правила игры другие были. Продюсеры договорились, что хотят снять не просто кино, а кино, которое отождествляет нас самих. И тут возник со своей идеей Миша Сегал, который за четыре дня написал сценарий короткометражки, и мы сняли ее за пять дней. Я был приятно удивлен увиденным. В нашем кино в последнее время популярен жанр альманаха - "Елки", "Мамы", но у Сегала получился не альманах, а именно сборник рассказов, что, на мой взгляд, гораздо сложнее. В "Рассказах" четыре совершенно разные неожиданные истории, объединенные одной фантастической идеей. Это новый тип мышления для нашего кино.
- Кстати, об идее влияния книг на жизнь прочитавшего. Вы когда-нибудь сами сталкивались с подобным?
- Я сейчас перечитываю "Бесов" Достоевского. Колоссальное произведение, которое находится в пике актуальности в связи со всеми общественными событиями этого года. Все, что пытается сделать "креативный класс" и те, кого этот класс называет "быдлом", один в один у Федора Михайловича описаны. Я вдруг понял, что даже здесь мы не способны придумать ничего нового. Мы - бледная тень того, что творилось во времена Достоевского, когда богоборчество было на коне, когда война с клерикалами привела к появлению людей, которые проявили себя в 1917 году. Я уверен, что этот роман неплохо бы сегодня всем нам перечитать - он многое в голове способен поменять.
В этот момент мимо нас с Андреем проходит его пятилетний сын Федор в обнимку с литровой бутылкой колы. Мерзликин-старший извиняется, подходит к ребенку и начинает отчитывать: "Федя, деньги я давал тебе на сок, а ты купил эту гадость. Будем исправляться". Подоспевший помощник актера забирает у мальчика газировку, и они идут к барной стойке покупать сок.
- Самостоятельный он у вас растет.
- Новое поколение. В нашем фильме мне, к слову, страшно нравится четвертый рассказ, который как раз про конфликт поколений. В конфликт поколений я не просто верю - я его почти каждый день вижу. Мы другие по сравнению с нашими отцами. А наши дети - отдельная история. Мне кажется, можно потратить всю жизнь, чтобы пытаться найти с ними общий язык.
- С чем связаны сегодня ваши мечты?
- Они все так или иначе связаны с работой. Я недавно осознал, что у меня почти нет исторических ролей - мне предлагают роли людей из ХХ века. А я пару лет назад снялся у Владимира Мирзоева в "Борисе Годунове", сыграл Гришку Отрепьева. И это были прекрасные ощущения! Еще очень хочу вновь сыграть у Петра Буслова (режиссер "Бумера". - Ред.), благодаря которому я вообще сижу здесь и разговариваю с вами. Я смотрю его фильмы и вижу, что у этого человека внутри тикает атомная бомба, которая вот-вот должна взорваться - в хорошем,
разумеется, смысле. И мне этот момент взрыва пропускать не хочется. Петя, однако, со времен "Бумера" обо мне не вспоминал. Немного досадно. Давайте я использую вашу газету в качестве трибуны и скажу ему: Петя, я всегда готов, имей меня в виду!