Вода скоро станет дефицитом?

После ливня может начаться мор рыбы

Небывалый ливень, который обрушился на Харьков несколько дней назад, принес немало бед. Поваленные деревья, обесточенные дома… Харьковские экологи предупреждают еще об одной напасти.
- После этого дождя можно ожидать массовый мор рыбы в наших реках, - уверен замдиректора Украинского НИИ экологических проблем Александр Васенко. – Вся грязь, которая накопилась на территории города, смылась в водоемы. Это сразу приведет к их токсичному загрязнению и к уничтожению запасов растворенного кислорода. При недостатке О2 планктон начинает гибнуть.
К слову, мор рыбы в харьковских реках ученые наблюдают нередко. Последний случай – неделю назад в Печенежском водохранилище. Правда, причины этого явления до сих пор не установлены.
- Дело в том, что в целом состояние наших рек крайне неблагоприятное, - констатирует Александр Васенко. – Это связано с тем, что у нас не правильно организована система канализации. Ливневые и поверхностные стоки в Харькове без очистки попадают прямо в реки.
Если бы городские улицы мылись или хотя бы вовремя убирались, степень загрязненности была бы ниже. Грязь поступала бы не мощными разовыми порциями, а постепенно, успевая переработаться и ассимилироваться.
Несовершенство системы канализации очень трудно исправить. Для этого придется полностью ее перепроектировать и перестраивать, а это огромные затраты, говорят специалисты.
- Хотя бы поднять бордюры, чтобы ограничить сток дождевых вод в канализацию. Можно придумать еще какие-то выходы из ситуации, - задумывается ученый. - Но этим должны заниматься не только экологи, но и архитекторы. Пока о подобных программах в городе я не слышал.

Проблема подтоплений – забитое дно рек

По словам Александра Васенко, из областного экологического фонда непосредственно на профильные мероприятия выделяется всего 10 % средств. Остальную сумму под тем или иным предлогом разбирают жилищно-коммунальные службы на свои нужды.
- Говорить всерьез об экологическом оздоровлении рек не приходится, - констатирует специалист. – После аварии на Диканевке некоторые мероприятия проводились. Тогда на реках установили специальные сооружения для очистки стоков с дополнительной аэрацией. Но как только аварию ликвидировали, все эти установки убрали. Для их эксплуатации нужны были деньги, а они не выделялись. С тех пор каких-либо серьезных мероприятий по оздоровлению рек не было.
В последние годы в городе лишь изредка пытались почистить дно рек. «Харьковкоммуночиствод» обзавелся земснарядом, который снимал ил в центральной части города. Сейчас эту работу перепоручили специально созданному коммунальному предприятию «Спецшахтастройремэксплуатация».
- Заиливание рек идет постоянно, и они несут массу неприятностей, начиная с отвратительного внешнего вида и запаха в этих местах, - качает головой замдиректора НИИ экологических проблем. - Во-первых, на дне скапливается масса вредных примесей, что сказывается на качестве воды. А во-вторых, забитое илом дно изменяет гидрологический режим реки. Обычно грунтовые воды, которые залегают неглубоко, переливаются в реки, тем самым, пополняя их и разгружаясь самим. Если же речка заиливается, этот разгрузочный слой, где подземная влага просачивается в реку, как бы подпирается. И воде некуда деваться, кроме как затапливать прилегающие берега. Отсюда и проблема подтопления многих районов города - мы не можем освободить эти пути разгрузки грунтовых вод.

Земснаряды не спасут?

К очистке рек земснарядом в НИИ экологических проблем относятся скептически – не тот масштаб выполняемых работ. Были в городе и другие предложения, как избавиться от ила.
- В свое время некоторые горячие головы уговаривали сбросить поток из верхнего водохранилища и смыть им все, что встретится на пути. Это все равно, что вылить помойное ведро соседу! Мы не только не ликвидировали бы проблему, а наоборот сделали бы еще больше!
В советское время институт выполнял работы по очистке рек, например, строил гибкие дамбы. Открывался один участок реки, из него выталкивалась вода, и проход за ней тут же захлопывался. Аналогичная операция повторялась на следующем участке. Так, порциями ил проталкивался к определенному месту, откуда он изымался и вывозился на захоронение.
- Но сейчас проблема не только в том, как очистить реки. В донных отложениях за многие годы накопилось огромное количество консервативных примесей. При очистке их нужно куда-то девать, поскольку сами по себе они являются сильными загрязнителями. Если ил из чистых болот, озер и рек области можно использовать как удобрение или даже просто ссыпать у берега, то осадок с городских водоемов нужно утилизировать. Найти такие места захоронения – большая проблема, - убежден ученый.

Берега облюбовали «новые русские»

Свой вклад в уничтожение наших речек вносят и «новые украинцы». В нарушение всех санитарных норм они возводят свои коттеджи на берегу водохранилищ, откуда Харьков черпает питьевую воду.
- Для Харьковской области характерна застройка прибрежных зон и заповедных территорий. Это немыслимо! – возмущен ученый. - В любой цивилизованной стране даже очень богатый человек не может позволить себе намыть дамбу и построить дом на берегу питьевого водоема. Это табу. Посмотрите, какие дома стоят на санитарной и природоохранной зоне нашего Печенежского водохранилища. Мало того, они намывают дамбы под причалы для своих парусников. Это дикость!
К слову, недавно ученые закончили исследование бассейна реки Уды и Северского Донца. Результаты впечатляют. Экологи обнаружили в воде просто изобилие паразитов!
- Мы показали, насколько опасным является загрязнение некоторых участков рек паразитами. А через рыбу они могут попадать в организм человека, так что степень заражения очень высокая, - признается Александр Власенко. – И сейчас, при таком аномально жарком лете, угроза вспышек эпидемий весьма вероятна. Еще лет 20 назад я не представлял, что буду покупать воду! А ведь прошло немного времени, как мы уже имеем проблему с водоснабжением. Недавно я был в Испании на конференции экологов по линии ОБСЕ, где прозвучало, что очень скоро проблема воды станет такой же острой, как нехватка энергоносителей. Вода станет страшным дефицитом, - пессимистично настроен ученый.

В тему

В государственном управлении охраны окружающей среды корреспонденту «КП» рассказали, что содержание нефтепродуктов и железа в реке Лопань постепенно уменьшается: в 2005-м содержание нефти в воде превышало предельно допустимую концентрацию (ПДК) в два с половиной раза, в 2006-м – уже только в два раза. Зато сульфатов и нитритов в Лопании стало больше. В реках Харьков, Уды и Немышля стойко преобладает превышение ПДК фенолов.
Кстати, Лопань попала в Государственную программу развития трансграничного сотрудничества. В рамках программы в течение четырех лет ее берега будут укреплены (высадят кусты и низкорослые деревья), а главное - убраны все трубы, по которым в реку стекают отходы предприятий.
Татьяна Костенко
Фото автора.