Авиатрагедия под Бородянкой случилась из-за халатности руководства аэродрома?

Государственная авиационная служба Украины обнародовала результаты расследования причин катастрофы, в которой погибли пять человек, еще 17 получили серьезные травмы.

Чтобы выяснить истинные причины аварии, комиссии понадобилось несколько месяцев.

Трагедия, которая могла поставить под вопрос существование парашютного спорта Украины, произошла 10 июня. Как сообщала "КП" в номере за 11 июня, самолет Л-410УВП, который принадлежал Украинской школе пилотов, поднялся в воздух, чтобы выбросить с 4-километровой высоты команду парашютистов. Но уже спустя пару минут получил команду срочно заходить на посадку. Внезапно налетевшая буря практически ослепила пилотов, но летчики не ушли на запасной аэродром и решили сажать машину. Результат трагичен. Самолет попал в эпицентр бури и рухнул на землю. 

Спустя несколько месяцев на официальном сайте Государственной авиационной службы Украины появились окончательные результаты расследования. Специалисты пришли к выводу: катастрофа произошла из-за плохой организации полетов на аэродроме.

НА АЭРОДРОМЕ НЕ ЗНАЛИ О МЕТЕОСИТУАЦИИ

Экспертиза вскрыла шокирующие факты. Оказывается, Бородянский аэропорт выпускал самолеты без системы метеорологического обеспечения полетов. Кроме того, в день аварии на аэродроме не было метеоролога-наблюдателя. Простыми словами, ни диспетчер, ни пилоты, ни руководство аэропорта понятия не имели, какая погода ожидается в ближайшее время. Кто в таких условиях разрешал экипажу подниматься в воздух - загадка. Нам удалось пообщаться со специалистом, который участвовал в расследовании, но пожелал остаться инкогнито. 

- Полеты на аэродроме "Бородянка" 10.06.2012г. проводились без метеорологического обеспечения каким-либо официальным метеорологическим учреждением, - сообщает наш источник. - При этом экипаж нарушил требования п.4.4.16 Наставления по производству полетов в гражданской авиации, согласно которым летчики обязаны перед полетом узнать ситуацию о погоде не только по месту взлета, по всей территории, где будут проходить полет, но и в районе запасного аэропорта. Если таких данных нет, подниматься в воздух строго запрещено. 

САМОЛЕТ БЫЛ ПЕРЕГРУЖЕН

О том, что самолет Л-410УВП был перегружен, заговорили сразу после трагедии. Речь шла о двух лишних пассажирах, затем их количество уменьшилось до одного. Сколько же их было на самом деле? Неужели один пассажир мог повлиять на поведение самолета? Согласно официальным данным, в момент аварии в салоне  Л-410УВП находились 22 человека. Но, если ознакомиться с руководством по летной эксплуатации этой модели, там черным по белому написано: Л-410УВП предназначен для перевозки 18 человек. Выходит, пилоты взяли с собой не одного, а четырех лишних пассажиров?

- Расследование Госавиаслужбы Украины показало, что на аэродроме в Бородянке нет контроля за действием персонала аэродрома. Это и привело к тому, что в салон самолета прошли незарегистрированные люди, - говорит наш источник в Госавиаслужбе. - Комиссия установила, что в момент взлета в самолете находились двое посторонних, а также два неоформленных парашютиста. Это грубое нарушение. Взлетная масса самолета 5 920 кг. Таким образом, максимально допустимое значение было превышено на 220 кг. Если мы говорим о таком маленьком самолете, это существенная цифра.

КТО ХОТЕЛ ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЕГ?

Если предположить, что экипаж воздушного судна решил лететь на авось, а внезапно обрушившаяся буря - простое стечение обстоятельств, возникает вопрос: неужели летчики не видели грозных облаков, которые надвигались на аэродром. Ведь погода может испортиться за 15-20 минут, но никак не за 5. Из объяснений пострадавших в этой трагедии, которые стали известны редакции, следует, что, когда двигатели самолета взревели, небо уже затянуло тучами.

- Когда мы совершили первый прыжок, все было хорошо, погода была ясная, но когда мы собирались подняться второй раз, в небе появилась черная туча, которая стремительно приближалась, - написали в своем пояснении пострадавшие парашютисты. - Почему в такой ситуации экипаж принял решение лететь, не знаем. Также наши не в курсе, кто эти двое ребят, которые полетели с нами. Нам сказали, что это какие-то летчики из Гостомеля. 

Что же заставило пилотов рисковать? Возможно, главную роль сыграли уже уплаченные за полет деньги. Впрочем, ответить на этот вопрос теперь должны в прокуратуре. По крайней мере, уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного судна" уже возбудили.