Кто и как должен говорить с детьми о сексе

Жизнь быстро меняется: то, как обсуждали интимные темы родители 20-30 лет назад, сейчас просто не сработает. С современными детьми, которые имеют доступ в Интернет и без нас прекрасно разберутся (или не разберутся!), надо общаться по-другому. Но как?

Фото: Thinkstock.

Актуальность этой темы только подчеркнул недавний скандал с книжкой "Секс. Учебник для школьников общеобразовательных учебных заведений", которая вышла в украинском издательстве и наделала много шума. В круглом столе принял участие и издатель книги. 

"ИНТЕРНЕТ И СВЕРСТНИКИ СКОРЕЕ МЕШАЮТ"

- Как раньше дети получали информацию и что изменил Интернет? 

Татьяна СЛОБОДЯН, координатор проектов по репродуктивному здоровью и половому воспитанию БФ "Здоровье женщины и планирование семьи". Фото: Максим ЛЮКОВ

Татьяна Слободян: - Раньше - от сверстников или детей постарше. Если ребенку повезло, то папа или мама с ним говорили. Сейчас, казалось бы, информации много: Интернет, телевидение, радио, в школах есть уроки "Основы здоровья" для 1-9-х классов. Но информация или не соответствует требованиям подростка, или она устаревшая. Школьная программа еще пишется, а дети уже узнали намного больше из других источников! То же касается и родителей: если они не говорят вовремя, дети найдут все сами. 

Внедрение образовательных программ дает результат. Но на детей больше влияют сверстники, от которых они и воспринимают информацию, увы, не всегда верную. В Интернете - много про отношения, но насколько нормально для подростка иметь половые отношения и как это освещается? Большой вопрос. Плюс такие вещи, как порнография, насилие… Мало сайтов с корректной информацией. Дети видят рекламу секса, который преподносится как простая физиологическая потребность, которую можно удовлетворить, - как выпить чашку кофе. Воспринимают это как правду, и у них складывается впечатление, что отношения не нужно строить. Думаю, это может повлиять на возможность создать нормальную семью в дальнейшем, строить отношения в ней. 

- С какими проблемами мы сталкиваемся из-за того, что молодые люди недостаточно образованы в этой сфере? 

Т. С.: - Статистика говорит сама за себя. К сожалению, у нас распространяется эпидемия ВИЧ среди молодежи. Количество прерываний беременности в возрасте до 15 лет - стабильный показатель на протяжении многих лет. Что касается показателя по прерыванию беременности среди девочек-подростков старшего возраста (15-17 лет), то он, к счастью, снижается. Это иллюстрация того, что раньше не поднимали эту тему. Надеюсь, ситуация  изменится в лучшую сторону.  

"ШКОЛЬНИКИ ЧУВСТВУЮТ, КОМУ МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ" 

- Откуда сейчас дети получают первую информацию об интимных отношениях?

Алла РАТУШНАЯ, директор киевской Печерской гимназии № 75. Фото: Максим ЛЮКОВ

Алла Ратушная: - Из семьи. Дети ведь не с первого класса начинают интересоваться! Мой ребенок в два года спросил: "откуда я взялся?" Сначала можно говорить "из животика", но дальше возникают другие вопросы. Я говорила: сынок, я сейчас не готова - и бегом звонить знакомому психологу. Именно мама-папа должны уметь объяснять, и не "капустой и аистом", а давать ответы, которые соответствуют возрасту. Школа поддержит. Но дети приходят в первый класс, умея пользоваться Интернетом, имеют iPad, телефоны и знают, как найти информацию. Часто не ту, которая нужна…

- В школах тоже говорят об "этом". Кто и как? 

А. Р.: - Есть предмет "Основы здоровья", но там о сексуальном воспитании говорят только в 9-11 классе, это поздно. Раньше был предмет "Этика и психология семейной жизни", и там был такой раздел. Но предмет убрали. А нужно было бы его вернуть! И преподаватели с удовольствием читали бы курс. А еще лучше – психолог. Он подготовлен, и его дети не воспринимают как учителя, это важно. Или же нужен очень неравнодушный педагог, который не засмеет ребенка с его проблемами. А еще - дети чувствуют, кому можно задать вопросы, а кто будет стесняться. Нам очень повезло, у нас есть такой педагог. 

- Я опросила знакомых родителей. Такое ощущение, что в какой-то момент дети перестают задавать им вопросы … 

А. Р.: - Да, есть барьер. Хорошо, если есть кто-то другой, старший, кому они доверяют. Есть телефоны доверия, где ты не будешь осужден и тебя не покарают мама или учитель. А Интернет… Думаю, дома и в школе должны быть условия, чтобы ребенок не мог попасть туда, куда не надо в его возрасте. Я своему 9-летнему мальчику дала книжку для 5-летних, где все описывается, красивые картинки… Так ребенок ночь не спал, крутился: "Мама, я так появился? Быть не может! Фу!". Начинаешь объяснять… Вчера меня это заставило звонить и психологам, как правильно выйти из ситуации. Утром он переварил, понял. 

Т. С.: - У администраторов школ всегда есть выбор. Они имеют возможность, например, пригласить врача. Родители могут пригласить в свою школу или для своего ребенка какого-то специалиста, могут обратиться в общественные организации, клиники, дружественные к молодежи, которые созданы, чтобы давать консультации подросткам от 10 лет и молодежи до 24. Там же работают психологи, которых можно пригласить. Возможностей донести информацию до ребенка очень много. Все зависит от того, насколько заинтересованы этим вопросом родители, школа. 

Лет до шести деткам достаточно просто знать, что есть мальчики и девочки, и они - разные. Фото: Thinkstock. 

"САМИ РАССКАЖЕТЕ - НА НЕНУЖНЫЕ САЙТЫ ОН НЕ ПОЛЕЗЕТ" 

- Как психологически меняются дети? Насколько легко родители находят с ними общий язык? К кому дети идут за информацией? 

Татьяна БЕЛОУСОВА, семейный психолог и психотерапевт. Фото: Максим ЛЮКОВ 

Татьяна Белоусова: - Если родители детей не пугают, не стыдят, не падают в обморок от любых вопросов, то дети идут к ним. Зависит, как родители реагируют. Дети чувствуют взрослый стыд и неловкость. Вот Алла Николаевна говорила о книжке для детей 5 лет. Желательно, чтобы попала к ребенку именно до 6 лет, и тогда меньше каких-то эмоциональных блоков, мыслей, что взрослые, когда ты говоришь "про это", могут тебя не понять и осудить. 

Есть возрастные вехи. До 4 лет желательно, чтобы ребенок знал название своих половых органов, как это называется научно. Тогда в 12 лет больше шансов, что ребенок не будет смеяться, не будет шокирован. Желательно, чтобы лет до 6 ребенок понял, что люди разные, существуют два пола, чем отличаются мальчики и девочки. Как правило, дети сами эти вопросы задают. Если вы не можете сразу понять, как ответить, ничего страшного. Почитайте, посоветуйтесь с кем-то, дайте себе время успокоиться и расскажите обо всем чуть позже. Главное - выясните, что ребенок хочет узнать, чтобы не выдавать ему раньше времени информацию, которой он еще не интересуется.  

- Что делать с открытым доступом к информации? Ребенок в 1-2-м классе уже общается с Интернетом. 

Т. Б. - Если родители дали начальные сведения, то острого интереса, как правило, не будет. Ребенок знает какие-то вещи, и меньше шансов, что появится дикий интерес, потребность лазить по сайтам и узнавать эту информацию из других источников. В определенном возрасте... После 12 лет, конечно, интерес будет, но это уже ничего страшного. А если действительно родители беспокоятся, что ребенок склонен лазить по сайтам, которые они не одобряют, не обязательно порнографическим, то есть много программ, можно заблокировать все, что захотите. 

- Он пойдет к другу, соседу, через Интернет или телефон получит все то же, что вы там заблокировали! 

Т. Б.: - Я сразу сказала, если родителям так будет спокойнее. Лишить ребенка компьютера в наше время - это посадить его под колпак. Надо укреплять личность ребенка, чтобы он понимал, что это все не страшно. Объяснить, что такое порнография, что бывают люди, которые в ней нуждаются, но это взрослые люди. Дети должны понимать, как относятся к этому родители. До определенного возраста это имеет вес. 

- А с какого возраста уже не имеет? 

Т. Б.: - Зависит от подросткового кризиса, это время, когда родители на какое-то время мало что значат. Кризисы бывают очень ранние - в 12 лет, но обычно лет с 13-ти. 

"ИЩИТЕ ЛИТЕРАТУРУ, КАК ДЛЯ СЕБЯ" 

- Современные дети отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек? По восприятию этой информации, по интересу… 

Т. Б.: - Книга, которая наделала столько шума, - "Секс для школьников…", я ее прочитала и удивилась: она сильно напоминает книжку, которую я читала в своем детстве, а мне 43 года. Там было что-то и про ячейку общества, но в принципе - похожа. 

- Да, с книгой получился скандал. Интересно почему? Потому, что написано "секс"? Открываешь, а ничего страшного для детей там не написано… 

Олег СИМОНЕНКО, глава издательства "Мастер-класс". Фото: Максим ЛЮКОВ. 

Олег Симоненко: - Я хочу озвучить факты. Подростковая беременность, венерические заболевания, ВИЧ, количество первых половых контактов до 16 лет… В этом Украина - одна из лидеров. И это - показатель того, что происходит в нашем обществе, нашей культуры. Остро стоит проблема образования. В первую очередь, родителей, во вторую очередь - подростков. 

Говорят, что информации о сексе много, что много книг… Но я смотрю и вижу пустоту. Люди не понимают, что такое секс. Это слово от латинского "секус" - пол, мы рождаемся с половыми признаками, с душой и телом. Это то, что идет от Бога. Дети чувствуют, когда родителям неловко, не по себе. Они не хотят причинять неудобства, и у них самих начинает появляться стыд, страх. 

Проблема нашего общества в том, что оно гиперсексуально. Дело не столько в порнографии или рекламе, которая направлена на раздражение, на повышение "хотения". Проблема в том, что есть информация, которая стимулирует желание, и отсутствует информация, которая объясняет. А детям необходимы знания, чтобы разобраться, сделать выбор.

Люди уже сами по себе сексуальны. Выходите на улицу и видите, как они одеты. Сам по себе их вид сексуален. Нужна правильная информация по теме "секс". Ищущий подросток возьмет все! Плюс родитель, если он обладает знаниями, дает их ребенку. И не будет никакой опасности в порнографии, она, может, вообще исчезнет за ненужностью. 

- Практический вопрос. Я хочу дать своему ребенку информацию, например, из книги, но я хочу быть уверена, что она не принесет вреда. У меня ощущение, что кто-то может просто взять, написать книжку, ее прочитать сам, дать знакомому психологу (или не дать) - и издать. 

О. С.: - Верно. Но это ответственность и технология каждого отдельного издателя. У нас обязательно есть рецензирование, редактирование. Мы сами читаем тексты, во-первых, пользуясь своим разумом, во-вторых, обращаем внимание на мнение специалистов, рецензентов и принимаем решение об издании рукописи. Если книга требует доработки, отдаем на редактирование. 

- Но это все субъективно.

О. С.: - Весь мир субъективен. 

- На рынке много литературы, а есть ли та, которой не должно быть? И как отличить плохую от хорошей? 

Т. Б.: - Я уже много лет не советую родителям никаких книг по сексуальному воспитанию детей. Сталкивалась с тем, что одному родителю книжка может понравиться, а другой скажет, что она ужасна. Поэтому идите, смотрите книжки, ищите главы, которые вас интересуют, и если вам книжка подходит - покупайте ее для своего ребенка. Потому что это очень мировоззренческий вопрос. Невозможно сделать какой-то универсальный учебник для школы, потому что дети - это продукт своей семьи. Если родители купят ту книжку, которая подходит их ребенку, это будет самая лучшая книжка. 

- Но как же выбирать? 

А. Р.: - Нельзя конкретную книгу давать всем! Я готова, кто-то нет. Так и дети: один сегодня готов воспринимать информацию, а другой нет, у него, может быть, в семье проблемы, развод, может, папа не выбрал ту, единственную… Надо чувствовать, когда ребенок сам хочет получить информацию. Иначе, может, он возненавидит этот секс и отношения. 

О. С.: - Книг на эту тему может быть 10, 20, 30, 40, и они не повторят друг друга. Но качественной литературы мало, особенно на украинском рынке. В Европе другая картина. 

- Так, может, перевести просто? 

Т. С.: - Я встречала много литературы по половому воспитанию - и на украинском языке, и на русском. В том числе издания религиозных организаций. Делать кальку с зарубежных книг не совсем корректно. Все-таки есть разница между нашей культурой и любой западной. Простой перевод текста может плохо восприниматься и родителями, и ребенком. Хотя скорее родителями. Им может быть сложно понять, почему здесь так просто о сексе, а здесь - о гомосексуальных отношениях, о которых, кстати, совсем не говорят в школе. И родители избегают этой темы. А этот вопрос, мне кажется, в семье должен озвучиваться. 

Хочу добавить, что просто дать знания - недостаточно. Ребенок должен приобретать навыки. Не просто как надеть презерватив, а как сказать "нет", если предлагают незащищенный секс или вообще секс, если я не готов. Как разговаривать об этом со своим парнем, девушкой. Где искать информацию, это на самом деле сложно! А навыки приобретаются не на уроках, а в какой-то другой форме - тренингов, интерактивных занятий, а этого в нашей школе пока что мало. 

Книга, которая вызвала в Интернете шквал споров и дискуссий. Фото: Павел КОЛЕСНИК. 

"МНОГО О ТЕЛЕ, НО МАЛО О ДУШЕ" 

О. С.: - Информация по теме "секс" вся связана с телом. Но человек - это не только тело, это душа, дух, разум. Очень мало информации о сексе связано с разумом, еще меньше - с духом и душой, сексуальной психологией, а она самая актуальная для подростков. Мы изучаем яйцеклетки, сперматозоиды… Но кому от этого легче, если тебе одноклассник набил лицо, потому что одна и та же девочка нравится! И легче от того, что вы узнали о яйцеклетках, никому не стало. Почему мы рождаемся мужчинами и женщинами? Почему мы разные? Почему Адам и Ева? Я со своим ребенком говорю на тему "секс и душа" уже сейчас. Ему 5 лет. 

- А можно ли перевоспитать родителей, чтобы они не стеснялись, говорили с детьми? Если родитель вырос таким, что он не хочет, не может… 

Т. С.: - А знают ли родители, что вообще происходит с их детьми? У нас все хотят хорошего финансового обеспечения, родители сосредоточены на том, чтобы купить ребенку хорошую одежду, компьютер и так далее. Им часто не хватает времени и энергии, чтобы узнать, а чем сын или дочь живет. Мне кажется, что нужно хотя бы просто информировать их, например, что существует угроза - Интернет. И если хотя бы один из 10 или 100 родителей заинтересуется, это будет результат. 

А. Р.: - Приведу пример: у мальчика полная семья, все нормально, кружков масса, хорошее материальное обеспечение, няня-гувернантка. Ребенок сидит и разукрашивает деньги. Его спрашивают: что ты делаешь? Он отвечает: "Я ненавижу деньги". Ребенку нужен отец, у него в 13 лет первая любовь, и он хочет, чтобы папа рассказал, влюблялся ли он или как это происходило. А папа зарабатывает деньги и не общается с сыном совершенно. Психолог говорит: обратите внимание - ваш сын закрывается. Он доверять вам не будет. Вы захотите, чтобы он к вам вернулся, но он уже не вернется. Папа сказал: ах, любовь? Значит, еще три секции и две гувернантки… 

- И последний вопрос: Интернет - зло, добро? 

Т. С.: - Если этот процесс как-то направлять, то все будет в порядке. А вообще, если есть общение с родителями, то любые вопросы, любая жизненная ситуация будет причиной для обсуждения. Просто диалог - и ребенок поймет, что вопрос не табу, что об этом можно говорить, рассказывать о своих чувствах и формировать свою собственную мысль, а родители откорректируют ее. 

У подростков появляется своя, личная жизнь. Но большой вопрос, замечают ли это вечно занятые родители. Фото: Thinkstock. 

* Данные МОЗ Украины (2011 г.), Европейского бюро ВОЗ, "Мониторинг положения женщин и детей в странах ЦВЕ - СНГ", доклад фонда ЮНЭЙДС. 

АНЕКДОТ В ТЕМУ 

Отец долго мнется, собирается с духом, подходит к сыну-подростку: 

- Сынок, я хочу поговорить с тобой о сексе… 

- Да, пап? И что ты хочешь узнать?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

! 40% мальчиков и 17% девочек в возрасте 15 лет уже имели сексуальные отношения.*

! 3 из 100 девушек в возрасте 15-19 лет родили ребенка.*

! 84 девушки в возрасте до 

14 лет и 2045 девушек в возрасте 15 - 17 лет имеют опыт прерывания беременности.*

! Ежедневно заражаются ВИЧ 58 человек. И только 40% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет знают, как защитить себя от ВИЧ.