Чего ж я не сокол, чего ж не летаю?

Дело идет к тому, что люди скоро обзаведутся индивидуальным воздушным транспортом

Вертолет у подъезда

«Самолет» Росси хорош, но проблема в том, как взлетать, не выпрыгивая из самолета, а стартуя с земли - где и с помощью чего разгоняться.

Поэтому японские изобретатели пошли по другому пути: наплевав на скорость и маневренность, они создали самый маленький вертолет в мире. Машинка весом 70 кило рассчитана на час полета. И в зависимости от веса пассажира способна унести его на расстояние до 100 километров. Работает на автомобильном бензине. Вертолет GEN H-4 в Стране восходящего солнца уже в продаже. Цена - 35 тысяч долларов. Причем машина продается в разобранном виде, а покупатель при желании может дома собрать ее самостоятельно. И лицензии для полетов на такой штуковине не требуется.

Говорят, в управлении GEN H-4 довольно прост: освоить его можно всего за два часа. Правда, покупателей все равно заставляют подписать бумагу, что в «случае чего» претензий к продавцу не имеют. Все-таки при определенных условиях (сильный порыв ветра, тяжелый пассажир) вертолет может перевернуться в воздухе.

АУ, ТАЛАНТЫ!

При подготовке материала мы пытались разыскать российские предприятия или народных умельцев, кто строит подобную технику. Увы, ничего не нашли. Хочется надеяться, что мы просто плохо искали. Если у вас есть чем похвастаться, пишите, звоните в редакцию. Единственное условие: у вас должен быть не макет, а действующий аппарат.

Тел. 8-10-7(495) 257-56-44. Е-mail: moisey@kp.ru

Сам себе самолет

Пятый год швейцарец Ив Росси, бывший военный и гражданский пилот, вынашивает мечту стать Бэтменом. В смысле не бороться со злом, а летать в поднебесье, как птица. Для его затеи воздушный шар, параплан и даже дельтаплан не подходят - скорость мала, да и от ветра они слишком зависят. А Росси хочется летать быстро и в любую сторону.

Скорее всего, летчик никогда не слышал фразу из песни «сталинских соколов»: «…нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор». Но воспроизвел ее почти буквально. Для начала он соорудил трехметровые раскладные крылья (правда, из углепластика), которые крепятся к рукам и спине. И с этим «набором Икара» отправился в известную немецкую фирму «Джэт-Кэт», которая специализируется на разработке реактивных мини-двигателей для авиамоделей. Мол, хватит вам «юных техников» развлекать, помогите осуществить дяде мечту детства. Конструкторы не выставили изобретателя, а взялись сконструировать реактивный движок, который можно было бы цеплять под крылья Росси. И через два года летчик совершил первую удачную попытку. Выпрыгнув из самолета, он запустил оба движка (под каждым из крыльев) и… полетел!

Максимальная скорость - 186 км/ч. Полет продлился шесть с половиной минут, хотя мог быть и дольше: керосин еще оставался. Но Росси залетел в зону большой турбулентности, и пришлось садиться. Тут же компания «Джэт-Кэт» объявила своей стратегической задачей создание безопасных реактивных крыльев, которыми бы могли пользоваться даже любители. Ив Росси стал штатным испытателем компании.

Пока у концессионеров дела не слишком ладятся. Месяц назад при демонстрации очередного варианта реактивных крыльев у человека-самолета в полете отказал один двигатель. Росси приземлялся на парашюте. ЧП специалистов из «Джэт-Кэт» не смутило: они уверены, что лет через десять реактивные крылья можно будет купить в магазине.

Человек-ракета: ножки-гриль

Еще один способ уподобиться птицам - реактивный ранец. За спину вешается рюкзак: двигатель с соплами, бак с горючим. Пилот нажал на кнопочку - в землю ударили струи пламени - полет начался.

Реактивный ранец - самое первое приспособление для индивидуальных полетов такого рода. Первые испытания прошли в США еще в 1952 году. Сейчас есть множество моделей ранца, но пользуются ими исключительно каскадеры на киносъемках или массовых торжествах. Взлетать в реактивном ранце можно, лишь одевшись в огнеупорную одежду. Ведь из сопел за спиной вырываются горячие струи: одно неосторожное движение - и ожог ноги.

Второй недостаток ранца - малое время полета и соответственно небольшая дистанция. Если описанные самолет с вертолетом летают с учетом законов аэродинамики, что помогает им дольше оставаться в воздухе, то ранец лишь «тупо» борется с силой тяжести, отрывая человека от земли. А это значит, что он тратит больше топлива. Так, в современных моделях ранцев на 25 секунд полета требуется примерно 20 литров топлива. А его ведь тоже на себе тащить надо.

КСТАТИ

Плакат «Ракетный почтальон». В 50-х годах прошлого века футуристы предсказывали, что в начале XXI века всех сельских почтальонов оснастят реактивными ранцами. Мол, так им легче будет разносить почту. Предсказание пока не сбылось.