Украинская православная церковь пытается убедить Российскую, что создание Поместной автокефальной церкви - лишь дело времени
«Борьба с автокефалией - это борьба с Богом»
Как начать диалог между церквями, имеющими в Украине большое количество прихожан, но одна из которых не желает признавать законность другой? Ведь официальный диалог невозможен, пока Киевский патриархат имеет статус раскольника.
- Контакты между двумя церквями происходят только на неофициальном уровне, - рассказал «КП» патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет. - Некоторые наши архиереи и духовенство, вероятно, и поддерживают отношения с Московским патриархатом, но официально этого делать нельзя - существует запрет на контакты.
Первоочередная задача Киевского патриархата - донести до патриархата Московского свою позицию о каноническом статусе Церкви и причинах разделения. Для того чтобы возродить диалог, 19 апреля этого года на Архиерейском Соборе УПЦ КП приняли Историко-каноническую декларацию. Ее задача - убедить как священников, так и прихожан Московского патриархата в том, что создание Поместной автокефальной церкви - дело времени.
- С точки зрения морали, вероучения, канонов мы стоим на правильном пути, - пояснил патриарх Филарет. - Кроме того, мы покажем верующим Московского патриархата, что их борьба с нами напрасна. Противостояние процессу создания автокефальной церкви для Московского патриархата означает борьбу с самим Богом. Церковь, что требует автокефалии, то есть самоуправления, побеждает всегда. Ее не дарует ни Московский патриархат, ни Константинопольский. Они могут только признать то, что мы провозгласили. А мы сделали это на Поместном соборе в 1991 году.
Блаженны миротворцы…
Тираж Историко-канонической декларации - все 50 тысяч экземпляров - разъедется по поместным епископатам в России, Константинополе, Александрии, Антиохии. Книга раскрывает историю возникновения раскола в Украинской православной церкви, описывает исторические основания, отношения между двумя церквями и проводит исторические параллели.
Патриарх Филарет обратил внимание на недавнее объединение Русской православной церкви с Русской зарубежной православной церковью, которую из-за непризнания ею советской власти более 80 лет называли «карловарским расколом». Иерархов Русской зарубежной православной церкви лишали сана, а ее таинства считали недействительными. Пример России патриарх считает очень поучительным, ведь то же самое происходит сегодня в отношении УПЦ КП:
- А после объединения иерарх Русской церкви заявил, что то был не раскол, а разделение, хотя 80 лет вколачивали в головы православных россиян и убеждали весь мир в том, что это раскольники. И немаловажную роль в этом сыграл нынешний российский президент Путин, считающий Церковь гарантией государственной безопасности России.
Украинские же власти не спешат вмешиваться в межцерковный конфликт. Хотя их роль определяющая: по мнению духовенства, игнорировать религиозные предпочтения большей части православных христиан - непростительная ошибка.
- В процессе примирения крайне важна роль государства, - считает патриарх Филарет. - Политическая обстановка, которая способствовала созданию независимого государства, так же способствовала и созданию Поместной церкви. Эти процессы взаимосвязанные.
Скоро станет известной реакция УПЦ МП на декларацию: несколько ее копий уже изучаются священниками Московского патриархата. Библия говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими». Захочет ли Московский патриархат установить перемирие?
КСТАТИ
30,1% верующих в Украине относят себя к Киевскому патриархату. К УПЦ МП себя причислили лишь 20,4% верующих. 7,8% опрошенных отнесли себя к Украинской греко-католической церкви и лишь всего 1,5% - к Автокефальной православной церкви.