Народный артист России Сергей Юрский: С Бендером и Сталиным мы практически родня

Знаменитый актер рассказал «КП» о своей жизни и работе

Знаменитый актер рассказал «КП» о своей жизни и работе

В Харьков Сергей Юрский приехал, чтобы презентовать свои книги. Всего у него их уже 15, причем некоторые стали настоящими бестселлерами! Народный артист не смог отказать себе в удовольствии пообщаться с корреспондентами «КП». Говорили о современном кино, телевидении и, конечно же, театре…

Я - человек будней

В марте Сергею Юрскому исполнилось 72 года. 50 из них он лицедействует. Хотя вполне мог стать циркачом (отец руководил цирком на Цветном бульваре) или юристом (три года Сергей проучился на юридическом факультете Ленинградского университета). И не было бы тогда любимого многими интеллектуального Бендера («Золотой теленок»), интеллигентного Груздева («Место встречи изменить нельзя») или обаятельного дяди Мити («Любовь и голуби»). Не было бы вообще «юрского» периода в кино и театре, как окрестил его когда-то Смоктуновский.

- А какая роль вам самому больше всего по душе?

- Я очень люблю дядю Митю в фильме «Любовь и голуби». Кстати, когда Меньшов позвал меня вместе с Наташей (актрисой Натальей Теняковой, супругой Юрского. - Прим. ред.) в картину, я должен был играть главного героя Василия Кузякина. Но потом все переиграли - очень уж хорошо смотрелся в этой роли Александр Михайлов.

- А Остап Бендер? Какая из четырех актерских работ (Юрский, Гомиашвили, Миронов, Меньшиков), по-вашему, была лучшей?

- Оставляю это на суд зрителей. Скажу только, что с персонажем Ильфа и Петрова у меня много общего. Вообще же признаки героя, которого играешь, обязательно находишь в себе, и со временем он становится практически тебе родней. Ведь в человеке заложено все - вопрос только в том, какие черты в себе возбуждать, а какие гасить. Я очень уважаю Зигмунда Фрейда и его теорию о том, что в нас есть эти таинственные детские страхи и комплексы. Только не согласен с тем, что их надо вытаскивать наружу.

Сейчас одна из моих основных ролей в театре - Иосиф Сталин. Это гигантская личность с почти божественной властью. Каково человеку нести эту власть? Один вечерок на даче Сталина - не документальный, а вымышленный - и я нахожу схожие черты не только в себе, но и в публике, пришедшей на спектакль…

- Сейчас стало модным отмечать юбилеи фильмов. Вы готовитесь к ним?

- Я не люблю юбилеев вообще. Они должны быть редкостью, а не ежедневностью. К счастью, я снимался в хороших фильмах, если все их отмечать, некогда будет работать. Кроме того, я человек не праздника, я человек будней.

Жду «Литургии со звездами»

- В последнее время вас не часто видно на экране...

- Я снимаюсь все время. Хотя я думаю, что это кино не стоит смотреть, оно плохое. Мне не нравятся современные постановки.

- Актеры стали менее талантливы?

- Количество талантов в русском театре всегда было велико, не уменьшилось и сейчас. А вот цели и взаимоотношения с искусством изменились. У нас главным было перевоплощение, превращение в другого человека. Сейчас это отброшено. Есть только использование режиссером данных актера. Остальное - уже технология. Мне кажется, что актерская профессия сейчас или исчезает, или превращается во что-то новое, неведомое мне и не очень приятное. Поэтому то, чем я занимаюсь, - это попытка сохранить психологический театр комедии и трагедии. То есть смех, слезы и ужас - три струны, как назвал Пушкин три чувства, на которых стоит драматический театр. А не на том, что вызывает лишь одну оценку: «клево».

- Вы фактически выросли на арене. Не было приглашения поучаствовать в «Цирке со звездами»?

- Это больная тема. Сейчас на нашем телевидении развелись всевозможные шоу со звездами: на льду, на танцплощадке. Я сначала шутил: «Когда же будет «Литургия и полостная операция со звездами»? Но когда наши звезды вышли на манеж, я был в шоке. Я родился в цирке, вырос там и знаю, какой это риск. Тут надо каждый день заниматься, вполсилы или вполпьяна под куполом делать нечего, а с животными работать - вообще колоссальная ответственность. А наши звезды к этому не приучены.

РЕЙТИНГ «КП»

Лучшие роли Юрского в кино:

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Вокруг одни сексуальные маньяки!

В постановке радиоспектакля «Ревизор», который актер и режиссер презентовал недавно в Москве, Сергей Юрский сыграл все роли, кроме женских. Семью Городничего - маменьку и дочку - озвучили его жена Наталья Тенякова и дочь, тоже актриса, Дарья Юрская. Автор спектакля так объяснил свое отношение к современным постановкам произведений классиков:

- Я сейчас целиком в мире Гоголя. Его, как и Чехова, сегодня много ставят, но, как правило, режиссерская выдумка переворачивает все с ног на голову. Я решил очистить творения этого писателя от всего, вплоть до изображения. Так появился этот радиоспектакль.

Не удержался мэтр и от иронии по поводу современной литературы и публицистики:

- Огорчает грубость нынешнего письма. Я открываю публикацию своего знакомого и вдруг обнаруживаю, что в моем товарище, коллеге и иногда ровеснике живет настоящий сексуальный маньяк! А я даже не предполагал этого. Сначала я думал, что это то самое проявление по Фрейду. А потом понял, что это нынешняя мода - самоклевета с целью понравиться большему количеству людей. И то, что людям это нравится, не менее отвратительно. Письмо становится жутко грубым и безжизненным. Но что я могу поделать? Разве что швырнуть книжку в угол, не дочитав до конца.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Актер, режиссер, сценарист, писатель. Заслуженный артист РСФСР (1968), народный артист России (1987).

В 1952-1955 годах учился на юридическом факультете Ленинградского университета. В 1959-м окончил Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. С 1957-го - актер БДТ им. М. Горького в Ленинграде, с 1979-го – актер и режиссер театра им. Моссовета в Москве. Режиссер театральных спектаклей и постановок. Создал уникальный театр одного актера. В 1992 году организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского». Лауреат Государственной премии РФ.

Автор книг: «Кто держит паузу», «Узнавание», «Сюр», «Содержимое ящика», «Игра в жизнь», «Почем в Париже картошка?», «Попытка думать», «Все время жара» и т.д.