Разные версии имеют право на жизнь
На днях областное и городское управления образования получили письмо-предупреждение из министерства – мол, если детей в школах будут учить по "неправильному" учебнику, отвечать будут директора. Фактически этим письмом в школах Львова запретили использовать в учебном процессе альтернативное пособие по истории Украины для пятиклассников Андрея Закалюка.
Известно, что многим оно не понравилось из-за патриотической направленности материалов: в книге более широко представлены такие темы, как Голодомор, УПА, национальное движение в Украине, национальное возрождение Украины, ЗУНР, украинская революция, гетманщина и казачество. Это те темы, которые, по словам учителей истории, с каждым годом все меньше изучаются в школе: в каждом следующем учебнике по истории Украины объем материалов по ним меньше, а некоторые понятия и вовсе подменяются другими.
Впрочем, педагоги не видят ничего крамольного в новом альтернативном пособии и даже рекомендуют его к изучению пятиклассникам.
- Как мать и как педагог, я не понимаю тех учителей, которые пользуются только одним учебником, - поделилась с "Комсомолкой" учитель истории школы №21 Галина Кулиняк. – История – это такая наука, которая должна оперировать только фактами, но версии вполне допускаются. К тому же, чем больше ребенок читает и узнает разных версий, тем лучше у него будет развито мышление, в том числе критическое.
"Наша задача - не скрывать факты"
Учителя дают наилучшие оценки пособию Андрея Закалюка. Для пятиклассников особенно важно наличие картинок в книжках и большое количество источников.
- Это пособие отнюдь не воспитывает в подрастающем поколении национализм и не побуждает к агрессии по отношению к другим нациям, - считает директор СОШ №21 Валентина Звежинская. – Книга написана в патриотическом стиле, а это вовсе не преступление. В пособии акцент действительно поставлен на Голодомор, УПА, сечевых стрельцов. Эти темы освещаются и в министерских учебниках, но Андрей Закалюк описывает их более детально.
Книгу рецензировали специалисты, в квалификации которых сомневаться не приходится, говорят педагоги. Вряд ли они бы пропустили пособие, если б в нем излагались темы, не рекомендованные пятиклассникам для изучения. Учителя считают, что если сейчас, когда часть школьников уже прочитала учебник, запретить его, то это как раз и вызовет повышенный интерес к этой книжке. Как говориться, запретный плод сладок.
- Были правы повстанцы или нет, рассудит далекое будущее, а наша задача - не скрывать факты от детей, - считает Валентина Звежинская. – Не стоит идеализировать историю, но и молчать о ней тоже нельзя.
Сам же автор пособия считает, что подрастающее поколение обязано знать скрытую от современных детей историю Украины.
- Мы будем учить ее подпольно, в парках, в лесах или по субботам, - говорит Андрей Закалюк. – Дети должны знать эти факты. Власть приходит и уходит, а история остается.
КОМПЕТЕНТНО
Галина Слична, начальник управления образования Львовского горсовета:
- Мы действительно получили письмо от Министерства образования с запретом использовать это пособие в школе, так как оно не имеет грифа Министерства. Это рекомендованная, а не обязательная к изучению книга, и мы будем использовать ее как дополнительную литературу для пятиклассников. Ученики ведь пользуются источниками в Интернете? Дети имеют право пользоваться дополнительной литературой во время учебного процесса. Сейчас мы готовим пакет документов, чтобы отправить пособие на обсуждение в Министерство образования.