Сегодня во Львовском национальном академическом театре оперы и балета имени Соломии Крушельницкой – премьера оперы П. Масканьи «Cavalleria Rusticana» («Сельская честь»). И хоть писать об опере перед самой ее премьерой – дело неблагодарное, ведь чтобы ощутить весь ее темперамент и музыкальную палитру, нужно просто прийти в театр и смотреть, впитывая весь эмоциональный спектр действия - все же, о короткой предыстории ее новой жизни на сцене сказать несколько слов будет в самый раз.
Все новое – хорошо забытое старое!
По глубокому убеждению самого страстного энтузиаста и приверженца высокого театрального искусства директора театра Тадея Эдера, Львовская опера – жемчужина и ее надо беречь и лелеять как зеницу ока. И то что у Зеркального зала после ремонта просто царский вид, еще одно тому подтверждение.
- По большому счету, «Сельская честь» - это новый спектакль, с новыми костюмами и декорациями, - сказал Тадей Эдер. - В опере одно действие и длится оно почти полтора часа.
-Почему мы возвратились к Масканьи? Да потому что в этой опере такой колоссальный музыкальный материал, что нет ни одного дирижера в мире, который смог бы отказаться иметь с ним дело, - продолжил рассказ о спектакле дирижер, заслуженный артист Украины Мирон Юсипович. - И поставить эту оперу – большая честь для любого театра. Ведь в ней такой шквал эмоций, такой яркий, типично итальянский вокал, такой «ароматный» оркестр, такие голоса: сопрано, тенор, баритон, такие развернутые хоровые сцены, что не восхищаться ею просто нельзя! Ведь эта опера передает весь колорит Сицилии и ее характера. Страсти, которые кипят в любовном четырехугольнике, просто зашкаливают и подтверждают старую истину – все мы в плену пагубных страстей, независимо от социального происхождения. А вот как готовится это большое действо под названием «опера», как оно кипит – вы сможете узнать, только увидев спектакль.
100 тысяч – и премьера готова!
Кстати, как сообщил журналистам Тадей Александрович, предварительный бюджет оперного спектакля, по приблизительным подсчетам, составляет 100 тысяч гривен!
- Характерная особенность оперных постановок нашего театра – продолжил директор Львовской оперы, - в том, что мы воссоздаем эпоху полностью, а не идем упрощенным путем, как это принято в европейских театрах – поставят палку, назовут ее вишней и представляйте себе, что это так и есть. Мы придерживаемся оригинала – и это козырная карта нашего театра. А вот многие театры от этого отошли и много потеряли, вернуть же былое всегда сложно. В веристской (правдивой) опере «Сельская честь» еще раз прозвучит музыка большой страсти сельского рыцарства.
С балетом работал киевский специалист
Признался в любви к опере и режиссер-постановщик Роман Валько:
- Это один из моих любимых оперных спектаклей. И, конечно же, мы ждем от премьеры очень многого. Этот динамичный спектакль идет с таким «нарастанием», что публике не будет когда передохнуть. В опере просто гениальная музыка, с которой должны органично соединяться в единое целое и действие, и актерское существование, и художественная пластика, и сценические решения. Поэтому мы впервые пригласили из Киева постановщика сценической пластики Ольгу Семешкину, одного из лучших специалистов в этом деле, которая умеет контактировать с людьми и добиваться того, чтобы ее задания были выполнены.
Кстати, в спектакле задействовано два состава актеров: опытные-известные и молодые. Могу признаться, что молодой состав мне даже больше по душе, чем наши корифеи. Я даже попытался отучить их «висеть» на руке у дирижера, т.е. чувствовать на сцене они должны себя свободно. А петь и уметь незаметно для публики поглядывать на руку дирижера – это уже мастерство высшего класса. Но самое важное, чтобы певец попадал в психологический контекст спектакля. Получилось все это или нет – покажет премьера и ваше мнение о ней.