Скандал вокруг ремейка фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Вдова Гайдая не получила ни копейки

Фото: кадр из фильма.

Ремейки атакуют нашего зрителя: скоро выйдет новая версия "Джентльменов удачи" с Сергеем Безруковым, на подходе сразу две "Кавказских пленницы". А кинокомпания Mars Media Entertainment объявила, что планирует снять фильм "Иван Васильевич меняет профессию". "Комсомолка" обнаружила, что в этой истории зреет скандал - вдова режиссера оригинального фильма Нина Гребешкова утверждает, что ее разрешения как единственной наследницы Гайдая никто не спросил. В Mars Media настаивают, что наследники Гайдая вообще ни при чем.

КОМЕДИЯ ОТ РЕЖИССЕРА "БРИГАДЫ"

Продюсером нового "Ивана Васильевича" станет Рубен Дишдишян - в прошлом глава крупнейшей российской кинокомпании "Централ Партнершип". Для Mars Media, которую Дишдишян возглавляет, новая версия знакомой истории - главный кинопроект ближайшего года.

- Режиссером станет Алексей Сидоров, который поставил "Бригаду" и "Бой с тенью", - рассказал "КП" Рубен Дишдишян. - Первую версию сценария ждем от него  к Новому году. У Алексея хороший вкус и прекрасное чувство юмора. Если все пойдет по плану, то съемки начнем уже в следующем году.

- Кого-то из актерского состава оригинального фильма пригласите?

- Вряд ли. Не совсем верно называть нашего "Ивана Васильевича" ремейком ленты Гайдая. Тот фильм снят по пьесе Михаила Булгакова, и у нас будет новая экранизация этой пьесы, действие которой перенесется в наши дни.

- Каким образом вы решали вопрос с авторскими правами?

- Мы приобрели права на экранизацию пьесы у потомков Булгакова. Так как пересечений с фильмом Гайдая будем избегать, то с его наследниками мы контактировать не стали.

- Что делается! "Ивана Васильевича" отечественного - два... Фото: кадр из фильма.

"ИНТЕРЕСНО, БУДУТ ЛИ НАРУШЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА"

Вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова оказалась не на шутку удивлена.

- Со мной никто не связывался, - призналась Нина Павловна. - Вообще то, что происходит с этими ремейками, словами нельзя описать. Правда, с той "Кавказской пленницей", которую делает Илья Олейников, хотя бы все честно - ее авторы вышли на меня и официально купили права. Продюсеры утверждают, что новый "Иван Васильевич" будет переосмыслением пьесы Булгакова? Но не надо забывать, благодаря кому эту пьесу в нашей стране знают все. Леня вместе с Владленом Бахновым, конечно, в ней многое поменяли и придумали массу новых шуток, но сюжетная канва осталась более-менее той же самой. Тем не менее гонорар за сценарий этого фильма они получили. Мне кажется, избежать пересечений с тем, что придумал именно Гайдай, будет очень сложно.

- Будете смотреть нового "Ивана Васильевича", когда он выйдет на экраны?

- Разумеется. Мне интересно, будут ли нарушены авторские права.

- Готовы судиться?

- Со мной так и поступают, понимая, что я в суд не пойду. Я уже не в том возрасте, чтобы рьяно отстаивать свои права. Но еще есть "Мосфильм", у которого имеются сильные юристы.

- Вас обидело, что "Ивана Васильевича" начали снимать, не обратившись к вам?

- Понятно, что вся эта история с пьесой Булгакова и ремейком - жульничество. Но заранее обижаться и обвинять кого-то неправильно. Дело даже не в этом. Гайдай и нынешние режиссеры оказались в похожей ситуации - он ведь взялся за пьесу Булгакова, потому что долгое время не мог найти нормального комедийного сценария. Нынешние, видимо, тоже не могут. Вот только они почему-то не готовы взять другую пьесу, экранизация которой в свое время не стала самым посещаемым советским фильмом года. Я ведь читала сценарий ремейка "Кавказской пленницы", он ужасный. Но все равно все пойдут смотреть, чтобы найти десять отличий от оригинала.

Еще более резок Владимир Этуш, сыгравший в классическом "Иване Васильевиче" одну из своих козырных ролей - зубного врача Антона Семеновича Шпака.

- Безобразие! - не скрывал эмоций актер. - Плох сам факт того, что взялись за ремейк, пусть и называют его новой экранизацией пьесы. И с Гребешковой тоже некрасиво поступили. Люди не хотят придумывать ничего своего! Я, кстати, отказался играть в новой "Кавказской пленнице", с моей стороны это был бы очень неэтичный поступок.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай во время работы над сценарием очередной комедии. Фото: из личного архива.

РЕПУТАЦИЯ ДОРОЖЕ

Пионером на поприще ремейков выступили Константин Эрнст и Тимур Бекмамбетов - их "Ирония судьбы. Продолжение" собрала рекордные $50 миллионов в начале 2008 года. А в прошлом году одним из лидеров проката стал "Служебный роман. Продолжение", заработавший $14,5 миллиона. Ремейк популярного советского фильма - история беспроигрышная.

Кстати, спорный вопрос с авторскими правами на ремейк советской киноклассики возник впервые с "Иронией судьбы" и "Служебным романом". Эльдар Рязанов получил все причитающиеся отчисления. Подтверждал, что не имеет претензий к создателям ремейка "Джентльменов удачи" и Георгий Данелия.

- По сравнению с бюджетами фильмов стоимость прав на ремейк невелика, - говорит режиссер новой версии "Служебного романа" Сарик Андреасян. - Это сумма, не превышающая $150 тысяч. Репутационные и судебные издержки обходятся дороже.

В случае с "Иваном Васильевичем" речь идет именно о репутационных издержках. Это случай, когда с юридической стороны все может быть чисто, а с фактической - не очень честно. 

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ 

Федор БОНДАРЧУК: "Обиду Нины Павловны я понимаю"

- Я знаю, что Нина Павловна Гребешкова обижалась на меня, когда я не обратился к ней в связи с производством еще одной "Кавказской пленницы", - расскзаал "КП" Федор Бондарчук.  - Я ее понимаю, так же как понимаю ее обиду на других кинематографистов. Но в том и дело, что я посчитал для себя недопустимым делать хотя бы что-то похожее на фильм Гайдая - у нас абсолютно самостоятельная история, оригинальные персонажи, за крохотным исключением, и нет отсылок к фильму Леонида Иовича. Иначе я бы за него не взялся. Передавайте Нине Павловне от меня низкий поклон. Ее обиду на других кинематографистов я прекрасно могу понять.