Какой будет Украина после выборов

Выборы, впервые с 2002 года проходившие по смешанному принципу, оставили смешанные чувства. "КП" выясняла, каким будет парламент после выборов.

Фото: УНИАН.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ СО ВСЕМИ

Выборы, впервые с 2002 года проходившие по смешанному принципу, оставили смешанные чувства. В основном потому, что на заполнении бюллетеней процесс формирования Верховной Рады вовсе не завершился: следующие недели и, может, даже месяцы будущие депутаты потратят на увлекательный процесс форматирования будущего большинства. 

"КП" разобралась в том, какой будет новая Рада и что за задачи стоят перед депутатами VII созыва.

По самым свежим данным, Партия регионов и близкие к ней силы идут "ноздря в ноздрю" с оппозицией, а это означает, что большинство придется формировать в ручном режиме. Суть в том, что лишь половина созыва будет иметь четкую партийную "расцветку", остальные 225 депутатов попадут в Раду из мажоритарных округов, и за исключением официально выдвинутых партиями кандидатов (таких, по оценкам политологов, пройдет не так уж много) это будет довольно разномастная компания людей, объединенных совершенно разными устремлениями. Речь - о "темных лошадках", которые могут и не захотеть участвовать в большинстве, будут объединяться в группы по региональному и языковому признаку и рискуют стать вообще неподконтрольной массой, которую иронично называют "болотом".

- После того как новые депутаты принесут присягу (17 декабря. - Авт.), в Раде будет неспокойно - но лишь первое время. После новогодних праздников еще будет суматоха, а потом мы узнаем имя нового спикера, членов президиума, новую повестку, - прогнозирует председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. - Долгих заминок я не жду.

Первым, наиболее вероятным вариантом развития событий, прогнозируется создание большинства на основе Партии регионов, близкой к ней Компартии и мажоритарных депутатов. При этом, кстати, КПУ может поддерживать "регионы" голосами, формально и не участвуя в "большинстве" - сейчас необходимость такого образования в Конституции де-юре не прописана.

- Инструментов нахождения консенсуса множество. И вовсе не обязательно это давление на будущих депутатов. По Раде могут снова начать ходить большие суммы денег, как это было в 2002-м. Но в эту модель Рады изначально закладывается "мина замедленного действия", поскольку каждый из таких политиков все-таки остается независимым человеком, - считает профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань.

Как бы ни сложилась палитра Рады после выборов, в ней наверняка останется место для оппозиционных транспарантов. Фото: Олег Терещенко. 

МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕПУТАТОВ

Стоит упомянуть, что если "регионы" без особых проблем сформируют большинство, это будет первый в истории Украины случай, когда партия власти выиграла выборы. Но даже это не является гарантией от проблем впоследствии. Гарань напомнил, как в 2004 году мажоритарщики вдруг почувствовали неладное и стали дрейфовать в обратном от власти направлении. Нынешние, утверждает он, ничуть не лучше: чуть что - начнут раскладывать яйца по разным корзинам.

Ничего удивительного, что на тех таки "темных лошадок" планирует ставить и оппозиция. Единственная загвоздка - в том, что ей банально не хватает голосов.

- Теоретически шанс, конечно, остается. Но для этого им нужно получить две трети мандатов по партийным спискам и треть в округах, сейчас же они набирают по списку около половины, - считает Фесенко.

При этом стоит понимать, что само понятие "большинство" скорее более умозрительное, чем формальное, ведь по нынешней Конституции законодательной необходимости в нем нет. По словам директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, для голосования за президентские и правительственные законопроекты будут собираться 240 депутатов - это и будет "эталоном" большинства для седьмого парламента.

- Кстати, я считаю, что оппозиция в следующей Раде будет фрагментированной - никто не захочет объединяться. "Задача-минимум" для демсил - получить 150 голосов в парламенте, чтобы иметь возможность заблокировать изменения в Конституцию.

Именно общая угроза сможет сплотить оппозиционные силы - как это произошло в 2004 году, когда перед президентскими выборами под Кучмой закачалось кресло. В этот раз общий для всей оппозиции страх - внесение изменений в Основной закон, по которым всенародные выборы президента заменят на выборы в Верховной Раде.

- Тогда даже ярые оппозиционные конкуренты за кресло на Банковой - и Арсений Яценюк, и Виталий Кличко, и Тягнибок, если он, конечно, пройдет, объединят свои усилия, - убежден Гарань.

КАБМИН ЖДЕТ НЕ ОТСТАВКА, А "ФОРМАТИРОВАНИЕ"

Увольнять правительство "скопом" и назначать вместо него новое Верховная Рада не будет. Норма об обязательной отставке была отменена вместе с возвращением Конституции 1996 года (до этого президент Виктор Ющенко дважды с упоением подписывал указы, разгоняя Кабмин). Вместе с тем правительство переформатируют - об этом неделю назад заявил вице-премьер Сергей Тигипко, припечатав заявление наречием "однозначно".

- Формально изменения проводить необязательно, но перемены будут - их объяснят скорее политической логикой, - считает Гарань. - Президент попытается показать Западу, что у нас происходят изменения. Не исключена отставка Азарова, могут появиться новые люди в правительстве. Их "приведут", чтобы сказать, что страна стремится к изменениям в экономической политике, поскольку снова договаривается с МВФ.

Кроме того, о грядущих перестановках говорит массовый "поход" нынешних министров и даже вице-премьеров в Раду по округам. Удачи в мажоритарке решил попытать глава Минэкономики Петр Порошенко и глава МЧС Виктор Балога, а по спискам идут вице-премьер Сергей Тигипко, "коммунальный" министр Анатолий Близнюк, глава Мин­образования Дмитрий Табачник и глава Минюста Александр Лавринович. Последнему кое-кто даже прочит пост спикера в будущей Раде.

- Их участие в будущей Раде пока под вопросом - могут сдать свежеотпечатанные корочки депутатов и остаться работать в Кабмине, - рассказывает Владимир Фесенко. - Но самая большая интрига - судьба премьера Николая Азарова. Ходят слухи, что его снимут сразу после выборов. Впрочем, этот шаг будет диссонировать со статусом Партии регионов - силы, набравшей неплохой процент на выборах. 

После Нового года суматоха прекратится, и депутаты поделят парламентские "портфели". Фото: Максим Люков.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что будет с "русскоязычным" законом?

Политологи в один голос утверждают, что Рада наверняка забудет о резонансных темах, которыми жила страна в предвыборный период. У нового парламента, считают эксперты, будут новые заботы - завершение судебной реформы, решение вопроса по земельному рынку, в конце концов внесение правок в Бюджет-2013. Вместе с тем наработками изменений в закон об основах государственной языковой политики занимается специальная комиссия под руководством вице-премьера Раисы Богатыревой.

- Они непременно будут рассматриваться, и уже новым парламентом, - обещает советница президента Анна Герман. - Надеюсь, что поправки будут внесены - и они изменят идеологию этого закона.

Остальные не менее важные законопроекты также достанутся новой Раде "в наследство" от нынешних депутатов. По словам профессора Алексея Гараня, парламент VI созыва вряд ли решится рассматривать их из-за неуверенности в результатах. 

В ТЕМУ

Пять задач для парламента

Наработка изменений в Бюджет-2013

Принятие "правок" в языковой закон

Усовершенствование избирательного законодательства

Завершение судебной реформы

Продление моратория на продажу земли