Аристотель сказал…

Человека с изначальных времен занимал, волновал, озадачивал окружающий его мир животных

Человека с изначальных времен занимал, волновал, озадачивал окружающий его мир животных

Первыми натуралистами были охотники, рыбаки, пастухи. Наука о живом (слова «биология» еще не было) сначала интересовалась наблюдением животных, выдвигая ученых с особым опытом виденья проявлений жизни и их умением обобщать, толковать. Самым известным из них является греческий философ, разносторонний ученый и натуралист Аристотель. Из многочисленных его трудов нас в «Окне» интересует знаменитая и самая большая по объему работа «История животных», написанная 2300 лет назад. На протяжении многих столетий она была главной книгой о мире животных и месте в этом мире человека. Авторитет Аристотеля многие сотни лет был непререкаем.

По мере накопления знаний обнаружились некоторые ошибки древнего грека. Он, например, полагал, что существует самозарождение некоторых животных из грязи и глины. Считал, что «вместилищем разума» является не мозг, а сердце. Он утверждал, что в своём поведении животные подражают людям - строят жилища, парами воспитывают детей. Можно назвать и другие ошибки «мудрейшего из мудрых». Поражает, однако, не их наличие, а то, что больших ошибок очень немного в обширном труде, опиравшемся на знания своего времени. И важно еще подчеркнуть: выделяя человека как меру всего в природе, как существо, «способное размышлять», он в это же время, почти как сегодня, видит место людей в общей цепи творений природы, в «цепи великого бытия». Книга его почти в течение двух тысяч лет «издавалась» в рукописях множество раз. Она была одной из первых напечатанных книг. И сегодня для нас является бесценным свидетельством знаний людей времен Аристотеля и образцом литературной стилистики давних времен. В России «История животных» ни разу до 1996 года не издавалась.

В книге десять частей. Нас интересует сейчас девятая и отчасти восьмая части, где идет разговор о повадках животных, их образе жизни, взаимоотношениях с окружающим миром. Тут много наблюдений самого Аристотеля, но часто он пишет: «я слышал», «рассказывают», «говорят», «полагают». Ясно, что он ссылается всё на тех же «пастухов, рыбаков, охотников» и просто любознательных и внимательных наблюдателей. Ошибки, неточности, заблуждения тут неизбежны, их и сегодня немало - слушая кого-нибудь, мы снисходительно улыбаемся: «охотничьи байки»… Но «байки» несут иногда факты, нам не известные. Что же говорить о древности в две тысячи лет! Аристотель имел свои суждения, обобщая увиденное и услышанное. Кое-что заставляет нас улыбнуться при чтении девятой части «Истории животных». А кое-чем восхититься: уже тогда это было известно!

ИТАК, Аристотель сказал… Волки, когда голодают, едят землю, а когда болеют, так же, как собаки, поедая траву, извергают её рвотой и очищаются. Людей едят больше волки-одиночки, чем стайные.

Медведь - животное всеядное, ибо он ест и плоды, влезая на деревья, и овощи; ест также мёд, разбивая ульи, ест крабов, муравьёв… Всякое мясо он ест, давши ему сначала загнить.

Из птиц, все, имеющие кривые когти, мясоядны - хлеба, если даже положить им в рот, они не могут проглотить - таковы все роды орлов, коршунов, оба вида ястребов… и сарыч.

Птицы с кривыми когтями нападают на… других птиц, только они не пожирают птиц собственного рода (как это делают рыбы, захватывая часто и своих).

[Свинья] корнеядна в большей степени, чем другие животные, вследствие того, что её рыло хорошо приспособлено для этого дела и лучше других животных свинья переносит всякий корм.

Коровы растут, если несколько лет остаются не спаренными.

Фаланги и змеи могут долгое время жить без пищи; это можно наблюдать на змеях, воспитываемых продавцами лекарств… Змеи не воздержаны к вину, поэтому иногда гадюк ловят, наливая вино в черепки и помещая их в терновых кустах; [змей] легко брать, когда они опьянеют.

Коровы ищут для питья чистую воду, верблюд же пьет охотнее воду мутную и густую и не пьет из реки, прежде чем возмутить её. Он может обходиться без воды четыре дня, а после этого пьёт её много.

Пчела не присаживается ни на что гнилое и питается только пищей, которая содержит в себе сладкий сок. И воду пчёлы охотнее всего берут чистую.

Ж УРАВЛИ перелетают из Скифских равнин в болота Верхнего Египта, откуда течет Нил и где, как рассказывают, они нападают на пигмеев. Это ведь не басня, действительно существует род малых людей, как рассказывают, малы и сами, и лошади [их].

Перепела в хорошую погоду не летают по причине тяжести, так как тело у них велико; поэтому они кричат, когда летают: им больно.

Ушастая сова похожа на [остальных] сов и имеет около ушей крылышки, некоторые называют её ночным вороном, она пересмешница и подражательница; её ловят, когда она состязается в танце с охотником, причем другой охотник обходит [её] так же, как это делают с другими совами.

На болезни птиц указывает оперение: оно ершится и не имеет того расположения, как у здоровых.

Слоны живут, как говорят одни, около двухсот лет, другие - триста.

Большинство рыб процветает в дождливые годы, дождь [им] полезен так же, как растениям. Овощи, хотя их и поливают, однако от дождя дают больший прирост.

Тунцы радуются тёплой погоде больше всех рыб, они подплывают к прибрежному песку ради тепла и всплывают на поверхность.

У рыб речных и озёрных никаких заразных болезней не бывает, но у некоторых случаются особые заболевания. Например, сом вследствие плавания наверху поражается солнечным ударом и оглушается громом, так же и карп, только в меньшей степени.

Собаки болеют тремя болезнями, называются они: бешенство, ангина, подагра. Когда [бешеная собака] укусит кого-нибудь, все укушенные бесятся, кроме человека.

Люди опытные говорят, что почти всеми болезнями, которыми болеет человек, болеет и лошадь. Беременная лошадь выкидывает [плод] от запаха погашенного светильника; случается это и с некоторыми беременными женщинами.

Волки спариваются с собаками и производят потомство, а от лисицы и собаки происходит лаконская порода собак. Говорят, что от тигра и собаки происходят индейские псы, не сразу, однако, а в третьем поколении.

ВО ВСЕХ родах, где имеются самка и самец, природа почти одинаково определила нрав самок по сравнению с самцами. Это особенно ясно выступает у людей и животных четвероногих, обладающих значительными размерами. А именно, нрав самок всегда мягче, приручаются они скорее, скорее привыкают и более способны к обучению; так, например, и у лаконских собак самки благороднее самцов. Все самки более робкие, чем самцы, исключая медведя и парда (гепарда).