Итоги предвыборной гонки: заезжие звезды, шабаш мажоритарщиков и бессмысленный подкуп

В субботу начинаются "сутки тишины": кандидатам нельзя будет ни агитировать, ни, по-хорошему, вообще произносить название своей партии. "КП" решила подвести итоги избирательной кампании

"КП" решила отметить несколько отличительных моментов нынешней кампании. Чем она запомнится больше всего? 

Голосует избиратель Гречка

Конечно, раздача предвыборных "бонусов" - проднаборов, билетов в кино и цирк, 200-гривенных банкнот - не ноу-хау нынешних выборов. Но именно эту кампанию эксперты признали "рекордсменом" по прямой и непрямой скупке голосов. Отдельные избиратели умудрились получить по 1000 гривен и больше - смотря сколько мажоритарщиков "работали" по их округам. Кстати, стоит понимать, что это нарушение не только со стороны кандидата.

- Покупка голосов - уголовное преступление, в нем есть соучастники: политик деньги дает, а избиратель их берет, - напомнил "КП" глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. - При помощи денег мажоритарщики мобилизуют людей, которые изначально не хотели идти на выборы.

И все же избиратель поумнел - он уже не будет голосовать, "как скажут". Известны трюки для имитации волеизъявления: чтобы сделать фото "правильного" бюллетеня (его могут потребовать в обмен на "гонорар"), в графу напротив кандидата вместо "птички" выкладывается обрывок черной нитки.

- Народ держит кукиш в кармане - он возьмет все, что дадут, и проголосует по совести. Вообще же нас перекормили подачками и разными "социальными благами", - считает глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко. - Даже если к концу года ситуация в экономике останется на нынешнем уровне, для обычного украинца она ухудшится - ведь не станет политической благотворительности. 

Эстрадный провал

Банковские счета поп-исполнителей после выборов обычно пополняются 50-350 тысячами долларов - в зависимости от уровня звезды и количества концертов. Но в этот раз они остались ни с чем: партии, как и отдельные кандидаты, почти не разыгрывали "поющую" карту: на Майдане не проводились массовые концерты "под патронатом" и "в поддержку", да и крупные города остались почти без шоу. По мнению политологов, часть вины лежит на… Юлии Тимошенко: именно она перекормила избирателя музыкой на прошлых выборах.

- При этом экс-премьер проиграла: продемонстрировала, что использовать концерты для агитации, - затея дорогая и неэффективная. Лучше потратить те же сотни тысяч на покупку гречки и раздать ее избирателю, - считает глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко.

Впрочем, кое-где в регионах принцип "вокал за голоса избирателей" еще работает. В Умани, например, выступит маэстро итальянской эстрады Тото Кутуньо (неофициально - в пользу одного из кандидатов).

- Еще одна звезда, правда, не певец, а актер - Ван Дамм - приехал агитировать в Киевскую область. В этом, собственно, и есть нынешняя особенность - звезд используют мажоритарные кандидаты, привлекая к себе внимание, - утверждает политэксперт Владимир Цибулько.

VIPы в списках

Одна из главных фишек - включение известных фамилий в избирательные списки. У Партии регионов под вторым номером - Таисия Повалий, в "УДАР" Кличко (кроме, собственно, самого боксера - лидера партии) включили писательницу Марию Матиос, в "Свободу" - актера Богдана Бенюка. Но безусловным рекордсменом по звездам стала "Украина - Вперед!", которая привлекла к кампании футболиста Андрея Шевченко, актера Остапа Ступку и даже звезду-кардиохирурга Илью Емца.

- Но - сюрприз! - влияние этих личностей на рейтинг оказалось незначительным. Люди, конечно, любят звезд, но не спешат поддерживать известные фамилии, поскольку у них нет опыта в политике, - уверен политолог Цибулько.

По мнению политологов, избиратель отдаст голос не за фамилию-бренд в спортивной или культурной сфере, а поддержит либо политическую позицию партии, либо ее лидера.

- В случае с "Украиной - Вперед!" Шевченко был, скорее, фоновым изображением для Королевской. В целом же звезды еще не исчерпали свою роль, в Раде им придется заниматься активной общественной деятельностью, привлекать людей из творческой среды, активистов, - считает Бондаренко.

Третий не лишний

От привычного всем политического "расклада" - партия оппозиции против власти - попытались "отстроиться" сразу несколько сил. Очевидно, в надежде повторить успех Сергея Тигипко на президентских выборах (он пришел третьим, "разыграв" карту собственной оппозиционности к провластным кандидатам и их оппонентам).

На сей раз "третью силу" представляли "УДАР" Виталия Кличко и "Украина - Вперед!" Наталии Королевской. 

- Как показала кампания, лучше всего шансом воспользовался Виталий Кличко: именно его начали считать символом перемен, с ним связывают надежды. Избиратель перестал воспринимать его только как боксера и успешного человека, "который сделал себя сам", видит в нем преуспевающего политика, - считает Фесенко. - Кроме того, люди видят, что его поддерживают многие известные политики на Западе.

- На этих выборах избиратель впервые начал изучать политическую биографию кандидата или лидеров партии, значит, выбор, который он сделает, будет максимально сознательным, - считает Владимир Цибулько.

Пиар - черный и не очень

Настоящих прорывов, сравнимых по масштабам с "педофильским" скандалом 2010 года или эффектом "пленок Мельниченко", не было. "Шалили" по мелочам, например, распространяли фальшивые заявления. Еще запомнился взлом почтового ящика известного политтехнолога с "эскизами" будущих штабных войн в самом начале кампании (стратегию после этого пришлось менять).

- Пожалуй, информационный резонанс получило только создание фальшивого сайта "УДАРа" и заявления, которые разместили там от имени Виталия Кличко, - считает председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Зато на округах чернуха лилась рекой. Война компроматов, поддельных листовок, даже объявлений с телефонным номером и фотографией кандидата на сайте знакомств - все методы, так сказать, проверенные годами. С полной силой маховик черного пиара раскрутился перед выборами - последний скандал, например, связан с предложением оппозиции "взятки" в 5 миллионов долларов со стороны блогеров (подробнее об этом читайте на стр. 8).

- И все же это привет из девяностых, методы пещерные и неэффективные, - считает политтехнолог Тарас Березовец. - Сегодня избиратель уже образован, он утонченный, хорошо понимает приемы кампании и не купится на такие вещи.

Тимошенко "агитировала" из больницы

Арест Тимошенко, поддержка международного сообщества, перипетии ее лечения сначала в Качановской колонии, после - в харьковской больнице, "слив" нескольких видеозаписей и в качестве апогея - обращение экс-премьера к нации в Объединенной оппозиции сделали центральным элементом избирательной кампании. Изюминкой, по задумке, должно было стать участие Юлии Тимошенко и Юрия Луценко в избирательном списке - с последующим их исключением Центризбиркомом и волной возмущения со стороны общественности.

- Но оппозиция просчиталась. Избиратель "переел" Тимошенко, устал от нее. К тому же кампания всегда предусматривает "борьбу программ" - позитива, концепций развития страны, наработок экономистов, социологов, ученых. А людям предложили дожидаться, когда из тюрьмы выйдет один-единственный политик, - разводит руками Владимир Цибулько. - Кстати, и саму тему освобождения Тимошенко "недотянули", и слоганы оппозиции - "свободу Тимошенко", "мы их остановим" - людей не зацепили. Люди научились "фильтровать" сообщения, которые посылают им политики.

КСТАТИ

Проехали расстояние до Луны и обратно

Избирательная кампания подразумевает предвыборные турне, которые политики совершают с агитационной целью. "КП" решила выяснить, какой километраж "намотали" лидеры различных политсил, путешествуя по стране, вместе взятые. Оказалось, около 800 тысяч километров. Это примерно в два раза больше, чем от Земли до Луны. 

◆ Сергей Тигипко (Партия регионов) - 170 тыс. км.

◆ Петр Симоненко (Компартия) - 150 тыс. км.

◆ Арсений Яценюк (Объединенная оппозиция) - 145 тыс. км.

◆ Наталия Королевская ("Украина - Вперед!") - 130 тыс. км.

◆ Виталий Кличко ("УДАР") - 125 тыс. км.

◆ Олег Тягнибок ("Свобода") - 110 тыс. км.

ДЕНЕЖКИ

На выборы потратили два миллиарда

По предварительным расчетам, которые сделал председатель Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко, рекламный "пирог" в 2012-м оказался примерно на треть меньшим, чем на выборах 2007 года. Дело в том, что из-за кризиса упали расценки. К примеру, щит "наружки" 5 лет назад стоил 1,5-2 тысячи долларов в месяц, сейчас всего 500 "зеленых".

- Мы подсчитали, что выборы в целом обошлись политикам в 2,5 миллиарда долларов, если считать как мажоритарщиков, так и партии. В 2007 году эта цифра равнялась примерно трем миллиардам, - утверждает Биденко.

КОМПЕТЕНТНО 

"Избиратели стали скрытными"

Юрий КАЛАШНИКОВ, психолог:

- Многие украинцы утратили интерес к политике и политикам. Причина - в разочаровании народа от работы Верховной Рады в целом. Многие избиратели относятся к выборам как к бизнесу, к возможности заработать во время агитации, встреч с кандидатами. Можно ведь и "продать" голос...

Еще одна особенность нынешних выборов в том, что люди стали скрытными. У себя на кухне они обсуждают одних кандидатов, социологам рассказывают, что готовы поддержать других, а на избирательных участках голосуют за третьих. Кстати, большинство украинцев не интересуются программами партий, поскольку не верят, что они будут воплощены в жизнь.