С Александром Демьяненко любили работать все без исключения актеры
Он был в высшей степени интеллигентным человеком. От него никогда не слышали грубого слова, хотя артист очень обижался, когда с ним фамильярничали.
- Случай этот произошел с нами на Украине. Мы с Сашей сидели в ресторане, ужинали, - вспоминает его коллега по театру народный артист России Владимир Татосов. - Напротив нас сидела группа мужчин в офицерской форме, человек пять, достаточно крепкого телосложения. И вот один из них, видимо, узнав Демьяненко, нетвердой походкой подошел к нам и, обращаясь к Саше, сказал: «Мы бы очень хотели, что бы вы, Шурик, подошли к нашему столу и выпили с нами».
Надо было видеть реакцию Демьяненко. Его благодушие как рукой сняло. «Никакой я вам не Шурик, меня зовут Александр Сергеевич. И если вы бы хотели меня пригласить, то это нужно делать в трезвом виде».
Мужчина развернулся и отошел. Но история имела и свое продолжение. Офицеры, как потом оказалось, это были десантники, были очень недовольны отказом. Назревал конфликт. И мне стоило немалых трудов погасить его.
Когда Александра Демьяненко незаслуженно «ушли» из театра, его спасла работа на дубляже. Его голосом говорили Омар Шариф, Роберт де Ниро, Джон Войт, наконец, Донатас Банионис. С литовским актером связана вот такая история. О ней вспоминает ленинградский кино- и театровед Евгений Аб.
Как Жженов Демьяненко заменил
Впервые он озвучивал Баниониса (Донатас никак не мог избавиться от своего акцента) в фильме «Никто не хотел умирать», затем последовала лента «Мертвый сезон». В 1971 году на «Ленфильме» при участии киношников еще четырех стран немецкий режиссер Конрад Вольф снимал биографическую кинофреску «Гойя, или Тяжкий путь познания». Знаменитого испанского живописца сыграл Банионис. Затем пришла пора озвучивать картину. Ни у кого и в мыслях не было, что это будет делать не Демьяненко. Но тут из Москвы, а если быть более точными, из высших партийных структур, раздался окрик. «Нам не нужен интеллигент в очках, Гойю будет озвучивать мужественный человек. В итоге в тон-студии появился Георгий Жженов. Многие потом удивлялись, а чего это Банионис говорит не своим голосом, совершенно не зная, что Донатас никогда в советских картинах им и не говорил. О мастерстве Демьяненко как актера дубляжного цеха вторит и Владимир Татосов:
- Да, он был абсолютным снайпером. Стоило ему только увидеть первый ролик, как он сразу же попадал в артикуляцию зарубежного актера. Это было потрясающе.
Вечеринка удалась
Александр Сергеевич был хлебосольным хозяином. Вот какой случай произошел с ним на даче в Грузино. Лето. Теплынь. В дом набился народ. На улице жарят шашлыки, пьют вино и другие недетские напитки. Вдруг раздается звонок: Демьяненко нужно срочно уехать на досъемку какого-то эпизода. Он с сожалением откланивается и уезжает. Возвратиться ему удается лишь под утро. И вот всенародно любимый актер видит такую картину. Ковер напрочь испорчен, телевизор разбит, шкаф покорежен. Другой бы на его месте стал бы метать гром и молнии, а Демьяненко присел на стул, еще раз окинул взглядом все это безобразие и изрек: «Ну что же, будем считать, вечеринка удалась».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр ДЕМЬЯНЕНКО, народный артист России.
Родился 30 мая 1937 года в Свердловске. После школы окончил ГИТИС. Работал в Московском театре им. Маяковского, в Ленинградском театре комедии им. Н. П. Акимова, театре-студии «Киноактер» при «Ленфильме», работал в антрепризных спектаклях. Снялся в 73 фильмах. Самые известные ленты: «Сотрудник ЧК», «Мир входящему», «Первый троллейбус», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Зеленый фургон», «Рэкет».
Умер 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Серафимовском кладбище.