Каждодневная работа по развитию Крыма
- Давайте начнем с самого начала. Вы стояли у истоков крымской автономии, пришли в 1990 г. Изменились ли подходы в крымской политике, а главное, ее качество?
- Сегодня мало кто, кроме политиков и политологов, помнит, как был сформулирован вопрос на общекрымском референдуме 20 января 1991 года.
А он звучал следующим образом: "Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?". Если учесть, что 93% крымчан ответили на вопрос положительно, то можно представить, какие настроения царили в те времена в крымском обществе и политикуме. Отсюда - и острейшая борьба за полномочия, непростые отношения с Киевом, сложный конституционный процесс и острейшая конкурентная борьба между крымскими политиками.
Но время не стоит на месте, и сегодня, когда законодательное поле, в котором живет и действует Крым и его политики, четко очерчено и закреплено, политическая борьба приняла более цивилизованные формы. Создана вертикаль власти на основе Партии регионов, идет, пусть не всегда заметная, но каждодневная, кропотливая работа по социально-экономическому развитию Крыма.
- Мы уже давно говорим о крымском лобби в парламенте Украины. Почему только сейчас возникла необходимость в создании вашей комиссии "по делам Крыма"? Какие-то промежуточные итоги уже можем подводить?
- Не могу согласиться с тем, что необходимость в создании нашей комиссии появилась только сейчас. Сразу после принятия нынешней Конституции АРК в 1998 году велся поиск механизмов взаимодействия между Крымом и Киевом. В общем-то, неплохие возможности, заложенные в нашей Конституции, фактически были заблокированы. Как следствие, центральные органы исполнительной власти, принимая решения, не считались с особенностями крымской автономии.
Вот и возникла необходимость создания механизма, который бы позволил координировать крымские инициативы и интересы с законодательной работой в Верховной Раде Украины.
Этот механизм - Временная специальная комиссия по вопросам АРК. Она проработала очень небольшой срок, я бы не стал торопиться с оценками ее успешности или результативности.
Могу сказать одно - нам удается аргументированно и профессионально отстаивать позиции Крыма. Как результат я вижу должное внимание центра к региону. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы в полном объеме реализовывались полномочия автономии, заложенные в действующей Конституции АРК.
- Вы очень большое внимание уделяете вопросам газификации сел и районов. Но хочется остановиться на одной из ваших инициатив - пуске газопровода Яблочное - Белогорск. Можно говорить о том, что этот проект уже почти завершен?
- О завершении проекта пока говорить рано. Это пусть большой, но первый шаг по реализации программы газификации Белогорского района. И я прекрасно отдаю себе отчет, как много еще предстоит сделать в этом направлении. По сути, это нонсенс, Белогорск - единственный город в Крыму, который о газе только слышал.
|
- На периферии вообще, мягко говоря, проблемных вопросов много. Однако вы очень активны в их решении. Я так понимаю, вызовов вы не боитесь?
- Прежде всего, наша задача - построить общество равных возможностей, где у каждого крымчанина есть шанс на достойную жизнь. И селам мы уделяем пристальное внимание. Решение старых проблем стало фундаментом для новых инициатив. Остро стоит вопрос подачи воды. И я сейчас активно занимаюсь решением этого вопроса в целом ряде населенных пунктов.
Ну и, конечно же, огромного внимания требует социальная сеть в наших селах. Мы уже отремонтировали и сеть ФАПов, и детских садов. Необходим системный подход. Решение этих задач - большой вызов для меня, и я его принимаю.
|
Инвестпроекты с экономическим характером обречены на успех
- Как вы считаете, какие законопроекты нужно принять в срочном порядке для дальнейшего развития Крыма в мире растущей конкуренции?
- Я считаю, что нужно фокусироваться на том, что создает реальную долгосрочную перспективу. Это прежде всего инвестиции, которые влияют на имидж региона. А у нас один из самых привлекательных секторов, интересующих деловые круги, - туристический. Поэтому многие наши законопроекты касаются именно этих сфер. Работа идет сейчас и в будущем парламенте будет продолжена не с чистого листа. Среди имеющихся законопроектов, принятие которых необходимо ускорить, я бы выделил "Об основах развития АРК и особенности осуществления инвестиционной деятельности на ее территории", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о взаимодействии Совмина АРК с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти", законопроекты о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части налогообложения инвестиционной деятельности, повышения конкурентоспособности въездного и внутреннего туризма и налогообложения туроператорской деятельности. Таким образом мы укрепим позиции Крыма.
- Как вы оцениваете возможности Крыма в реализации крупных инвестиционных проектов? И почему многие из них так и остаются на стадии реализации?
- На моей памяти заявлялось много крупных проектов. Вспомните, сколько разговоров было по поводу строительства мостового перехода через Керченский пролив.
Не один подход был в попытках строительства порта на озере Донузлав. А для презентации проектов "Питьевая вода" и "Морской берег" правительство Тимошенко устроило выездное заседание в Крыму.
Все эти проекты так и остались на бумаге и в памяти тех, кто предлагал их для реализации.
Почему так произошло? Я считаю, что большинство из них носили не экономический, а политический, имиджевый характер для поднятия авторитета предлагавших их политиков.
Но там, где инвестор четко понимает, для чего он предлагает инвестиционный проект, как он будет функционировать и как окупаться, проект получает реальную путевку в жизнь.
Возьмите, к примеру, реализацию строительства в Крыму ряда ветроэлектростанций. Или насколько быстро реализуются проекты по строительству и эксплуатации солнечных электростанций. И, кстати, на днях в Керчи сдан терминал по приему сжиженного газа.
Считаю, что у Крыма есть всё, чтобы к нам пришли серьезные инвесторы, с серьезными проектами. И мы с вами еще увидим их реализацию на крымской земле.
- На ваш взгляд, приватизация, которая активно осуществляется в Крыму, - единственный способ поднять экономику Крыма?
- Я бы не ставил вопрос так однозначно. Главное в ходе приватизации - передать имущество в руки эффективного собственника с целью его последующего продуктивного использования, а это, как показывает жизнь, не всегда получается. И мы имеем примеры, особенно на селе, когда новые хозяева не сумели обеспечить сохранение и развитие производства, дать рабочие места и достойную заработную плату людям. В то же время в целый ряд крымских приватизированных предприятий новыми владельцами вложены солидные средства, принимаются грамотные управленческие решения - и результаты очевидны.
Но нам известны и примеры эффективного использования государственной и коммунальной собственности, и, считаю, в этом вопросе главное - искать баланс в интересах общества.
Компетентное мнение
- Каким, по-вашему, должен быть эффективный государственный деятель?
- Он должен меньше говорить, а больше делать. Он должен служить людям, а не своим корыстным интересам. И тогда ему не стыдно будет идти к народу и смотреть в глаза тем, кто всецело верит - у Крыма есть будущее и оно достойное.
Социальная роль важна в любом обществе
- Расскажите о своем благотворительном фонде имени Бориса Дейча?
- Фонд активно действует. Одной из ярких акций фонда стал выпуск букварей, благодаря которым малыши могут познакомиться с особенностями истории, природы, культуры своего края.
Я уверен - буквари будут служить доброму и нужному делу: дарить знания нашим детям.
Фонд работает над целым рядом проектов, среди которых - оказание помощи детским дошкольным учреждениям, общеобразовательным школам, в том числе и по укреплению материально-технической базы, детям-сиротам, ветеранам и инвалидам, нуждающимся в лечении и поддержке, и другие, не менее важные проекты, которые будут полезны людям.
|
Из досье "КП"
Родился 23 августа 1938 года в г. Сигет.
Гражданин Украины с 1991 года.
В 1974 г. окончил Донецкий институт советской торговли.
С 1973 г. работал на руководящих должностях предприятий г. Судак;
С 1989 г. - директор пансионата "Солнечный камень";
С 1996 по 1998 гг. - директор ТОК "Судак".
В 2002 - 2006 гг. - председатель ВР Автономной Республики Крым.
С 2006 года - народный депутат Украины V созыва. Председатель подкомитета по вопросам курортов и рекреационной деятельности Комитета ВРУ по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма.
Народный депутат Украины VI созыва с 2007 года. Председатель подкомитета по вопросам природопользования Комитета ВРУ по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Член Специальной комиссии ВРУ по вопросам приватизации.
С июня 2011 года возглавляет Специальную временную комиссию ВР по вопросам АР Крым.
Имеет ряд высоких наград.