Бить по тем, кто возглавляет коррупцию

Виктор Медведчук, лидер общественного движения "Украинский выбор", представил концепцию правовых основ противодействия коррупции

Говорят, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Возможно, в этом есть доля правды. Бессмертна как вирус гриппа, который постоянно мутирует, стараясь сделаться неуязвимым для существующих лекарств. И если лечения нет или оно не эффективно – зараженный организм неминуемо погибнет. Так и коррупция – не имеет значения, насколько сильно она проникла в систему государственного управления, если ее не ликвидировать - рано и или поздно погибнет само государство. В Украине же коррумпированность власти достигла такого уровня, когда количество злоупотреблений перешло в качество.

Главная опасность заключается уже даже не в том, что чиновники между интересами порученного им обществом дела и своими личными интересами выбирают второе. Коррупция пошла намного дальше. Она подменила собой государственную систему, стала её целью и смыслом.

В данном случае я не стану акцентировать внимание на конкретных коррупционных скандалах. Достаточно сказать, что такие случаи отнюдь не единичны. Вспомните парковые скамейки по 63 тысячи гривен, которые заказывала местная власть одного из городов Украины. Сравните стоимость инфраструктурных объектов – от мостов до стадионов – у нас и в Европе. Речь идёт, повторюсь, о системе. Более того, само по себе наличие проблемы коррупции не вызывает сомнения даже у политиков. Именно поэтому различные способы борьбы с коррупцией стали общим местом предвыборных программ и чиновничьих отчётов. Цинизм ситуации заключается в том, что говоря о войне с коррупцией, они на самом деле борются между собой за то, чтобы её возглавить.

Торжество подобного принципа мы увидим в день парламентских выборов 28 октября. Потом пройдёт ещё немного времени, люди опять увидят, что они выбрали отнюдь не кристально чистых людей, а обычных коррупционеров. И, надеюсь, всё-таки сделают те же выводы, к которым я пришёл несколько ранее. А именно: коррумпированная власть, окончательно замкнувшаяся сама на себе, никогда не сделает ничего для исправления ситуации. Разорвать порочный круг может только гражданское общество, только те люди, которые находятся вне системы, и попасть в неё не стремятся.

Фото Тhinkstock.

Презумпция виновности для чиновников

Со своей стороны мы уже начали действовать. Общественным движением "Украинский выбор" разработана концепция противодействия коррупции, базирующаяся на принципиально иной правовой базе. Субъектами, несущими ответственность за коррупционную деятельность, должны стать все государственные чиновники, а кроме того, партийные функционеры и даже должностные лица частных компаний. 

Должностные лица, подчиненные которых изобличены в коррупции, обязаны нести совместную с виновным ответственность за попустительство в совершении такого правонарушения.

Специальным субъектом коррупционного действия является юридическое лицо, материальная ответственность которого наступает за дачу (получение) взятки, злоупотребление влиянием, "отмывание" незаконной прибыли представителем этого юридического лица.

Необходимо уточнить и расширить само понятие коррупции и систематизировать её разновидности. В первую очередь, это, конечно, взятки и "откаты", их получение и вымогательство, злоупотребление служебным положением с целью получения той или иной выгоды.

В категорию коррупционных должны попадать и политические действия, такие как лоббизм законопроектов, противоречащих общественным интересам. Сюда же стоит отнести и распространенную практику передачи карточек для голосования. Переход между фракциями за вознаграждение, использование служебного положения для ухода от ответственности – тоже коррупция. Отдельный пункт – это участие чиновников законодательной, исполнительной и судебной властей в рейдерских захватах, бесплатное использование чужого имущества в обмен на преференции, получение материальных благ за вознаграждение не соответствующей рыночной стоимости.

 

Известно, что даже если какой-либо коррупционный случай доводится до суда, нередко тот или иной чиновник избегает ответственности, используя всевозможные процедурные тонкости, затрудняющие работу обвинения. Поэтому пора вводить для государственных чиновников принцип "презумпции виновности в совершении коррупционного деяния" - т.е. все незадекларированные поступления (за исключением заработной платы), считаются незаконными, пока не доказано обратное. Пусть сами доказывают свою невиновность по поводу выдвинутых в их адрес обвинений. Этот принцип, конечно, требует закрепления на конституционном уровне, но и ситуация с коррупцией в нашей стране в прямом смысле чрезвычайная.

Естественно, что не может быть и речи о сохранении депутатской и судейской неприкосновенности. В качестве примера нужно сказать, что предложный в настоящее время в Верховной Раде законопроект, о так называемой "отмене депутатской неприкосновенности", на самом деле является профанацией и только усиливает эту самую неприкосновенность. Что же касается судей, то после вступления в силу 19 ноября этого года нового уголовного процессуального кодекса, изобличить судью в коррупционном деянии, например получении взятки, на практике станет невозможным, ввиду все той же пресловутой неприкосновенности.

Такое правовое регулирование еще раз подтверждает вышесказанное - коррумпированная система создает иллюзию борьбы сама с собой.

Задекларируйте расходы

Кто когда-либо знакомился с декларациями о доходах наших чиновников, не мог не удивиться их практически тотальной бедности. В реальности это, конечно же, не так. Достаточно глянуть на их автомобили и жилищные условия. Все это видят, все понимают. Однако не существует прямого механизма, при помощи которого можно было бы совместить фальшивые декларации с реальной ответственностью.

Именно для этого мы предлагаем инициировать создание Единого государственного реестра, в котором фиксировать не только доходы, но также расходы, долговые и кредитные обязательства должностных лиц. Любой гражданин, претендующий на занятие государственной должности, будет обязан размещать полную информацию подобного характера, как относительно себя, так и относительно всех членов своей семьи. 

Важный момент – реестр должен быть публичным. С возможностью он-лайн доступа для любого гражданина. Если образ жизни чиновника вызывает у Вас какие-то вопросы, можете сравнить его реальное материальное положение с тем, что задекларировано в реестре. А далее, в соответствии с принципом "презумпции виновности", все незадекларированные доходы и имущество считаются незаконными до того времени, пока не будет доказано обратное.

Естественно, что одного только контроля со стороны граждан будет недостаточно. Поэтому необходимо также создать единый централизованный конституционный орган, задачей которого будет являться противодействие коррупции. В концепции мы условно назвали такой институт Национальной комиссией по вопросам добропорядочности, но здесь важно не название, а суть предложения. Этому органу передаются функции и полномочия всех ведомственных подразделений и структур центральных органов государственной власти (Генеральной прокуратуры, МВД, других министерств и ведомств), к компетенции которых на сегодняшний день отнесены вопросы предотвращения, профилактики и противодействия коррупции, а также внесение соответствующих представлений (исков) в правоохранительные органы и судебные учреждения.

Силой народа

Отдельно стоит коснуться вопроса ответственности. Лица, уличённые в коррупционных деяниях, кроме уголовной и административной должны нести также ответственность политическую и материальную. При чем, под политической ответственность здесь подразумевается, прежде всего, институт "поражения в правах" - лишение коррупционера права занимать любые должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Весь ущерб, нанесенный противозаконной деятельностью, должен быть возмещен в полном объеме, а полученные коррупционным путём материальные блага подлежат полной конфискации. Все акты и договоры, идущие вразрез законодательству, не должны иметь юридических последствий.

Вероятно, даже в таких условиях наши изворотливые чиновники попытаются найти способы, чтобы всячески запутывать ситуацию со своими доходами и коррупционными механизмами. Но в одном можно быть уверенным точно, предлагаемый нами подход не только усложнит жизнь коррупционерам, но и станет  первым реальным шагом в этой борьбе. А уже на основе анализа её эффективности мы сможем двигаться дальше.

Традиционно, как мы это делаем со всеми нашими разработками, приглашаем всех заинтересованных граждан к обсуждению концепции. Сейчас мы ждём ваших предложений и замечаний, а впоследствии рассчитываем на то, что совместно мы добьемся реализации этой концепции противодействия коррупции.

Излишним будет говорить о том, что в этом деле общественное движение "Украинский выбор" НЕ рассчитывает на содействие Верховной Рады и власти в целом. Закон должен приниматься всенародно. Победить коррупцию может и должен только народ. Иначе это не борьба, а предвыборная программа.