"За полгода малыш так и не смог меня полюбить"

Так сказала американка, которая усыновила трехлетнего ребенка из России и через шесть месяцев отказалась от него.

Павел Астахов хорошо знаком с проблемами усыновленных российских детей за рубежом. Фото Андрея КАРЫ.

Дениска попал в Воронежский дом ребенка в 2009-м еще трехмесячным малышом. Его мама, 24-летняя Татьяна, умерла от туберкулеза, а бабушка и дядя наотрез отказались брать ребенка под опеку. По их мнению, это он, ни в чем не повинный ребенок, "убил" Татьяну, не отличавшуюся крепким здоровьем. Бред, конечно, но такая надуманная причина как бы давала им право не взваливать на себя заботу о Дениске. Тем более что у него тоже нашли массу болячек. А вместо отца у парнишки в свидетельстве о рождении был прочерк…

- Дениса с самого начала пролечили, так что туберкулез ему не грозил, - рассказала "КП" Алла Краснокутская, главврач ГУЗ "Воронежский областной дом ребенка". - Но у мальчика были проблемы с почками, задержка психического развития. Хотя все излечимо.

Денис очень хорошенький. Белокурый, с большими карими глазами. Мальчик нравился многим потенциальным родителям, но все пугались диагноза мамы. Наконец к 2010-му к Денису (ему тогда исполнилось два года) приехала "новая мама" - 40-летняя Даниель из штата Массачусетс.

Американка решила, что заберет ребенка. Погостив в Воронеже неделю, уехала в Штаты. Вернулась почти через год на суд по усыновлению. В 2011-м самолет умчал трехлетнего Дениса и его новую маму в США. Вскоре американское агентство "Уайд Хорайзонс Фор Чилдрен, Инк", которое занималось усыновлением, сообщило: у мальчика все хорошо.

- В их письменном отчете говорилось, что ребенок пользуется любовью приемной мамы, ее родственников, - рассказал "КП" Дмитрий Гречко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Воронежской области. - На самом деле все это было не так. Через 1,5 месяца в департамент образования пришел отчет о том, что усыновительница отказалась от ребенка, а мальчика передали под временную опеку другой семье. Согласия российской стороны не спросили. А это нарушение.

Как удалось выяснить, Даниель отказалась от ребенка не из-за болезней. Просто малыш "не смог привязаться к ней за этот срок". Сказала бы честно: надоело дитя!

Впрочем, в Воронежском доме ребенка не стали строго судить американку.

- Скорее всего, женщина просто переоценила свои силы, - предполагает Краснокутская. - 40-летней женщине, вложившей все силы в карьеру, очень тяжело привязаться к ребенку. Даниель - сильная женщина, раз нашла в себе силы признаться в этом. И все это после долгих и мучительных процедур оформления усыновления...

Сейчас малыш растет в другой американской семье, где есть еще несколько усыновленных детей.

- На днях мы получили отчет, из которого ясно, что ребенок находится в хороших условиях, - отметили в Минобрнауки России. Очень хочется верить, что отчет на этот раз - честный. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел АСТАХОВ:

- Меня настораживает формальный подход к процедуре отчетов о проживании российских приемных детей в иностранных семьях. Данные теряются либо просто замалчиваются представителями агентств. Все иностранные агентства по усыновлению в РФ в случае нарушения сроков и правил предоставления отчетов по вывезенным детям должны лишаться лицензий. А в данной ситуации необходимо наказать мать. В соответствии с созданным прецедентом "Артема Савельева-Хансена" в США (см. "Важно". - Ред.) нерадивая усыновительница Дениса может быть предана суду и должна платить алименты. 

Кстати

В 2010 году американка Торри Энн Хансен посадила восьмилетнего приемного сына Артема Савельева (Джастина Хансена) в самолет и отправила его одного в Россию. В мае 2012-го суд американского штата Теннесси вынес решение, по которому приемная мать российского мальчика должна выплатить ему компенсацию морального вреда - 58 тысяч долларов. Также она должна организации WACAP (Всемирная ассоциация для детей и родителей) 29 тысяч долларов компенсации, а еще судебные издержки - 63 тысячи долларов. Кроме того, до достижения Артемом 18 лет экс-приемная мать обязана выплачивать мальчику алименты - 1 тысячу долларов в месяц.

Кстати, 1 ноября 2012 года вступает в силу Соглашение по вопросам усыновления между Россией и США, подписанное в июле 2011 г. в Вашингтоне. Контроль теперь за иностранными мамами и папами, а также агентствами станет намного жестче.