В этом деле столько странного, что, возможно, речь идет о новой разновидности рейдерской атаки, рассчитанной на поддержку… работников Фемиды.
История создания вещевого рынка «Седьмой километр» сложна и по-своему драматична. Одна из проблем развития этого эффективно действующего предприятия имеет географическую основу, так как оказалась связана с существованием на его границах двух воинских частей. Судя по всему, их руководство по-своему оценило соседство с активно развивающейся структурой и постаралось извлечь из этого максимальную выгоду для себя, совместив службу Родине с выгодным бизнесом. Это обернулось регулярными вторжениями военных на территорию рынка, постоянно будоражило общественность и в конечном итоге мешало работать предприятию. В конфликт оказались втянуты видные военачальники, что негативно отражалось на имидже армии да и их личном авторитете.
Добрая воля
В результате споров и судебных разбирательств, вышедших на столичный уровень, было найдено единственно приемлемое тогда компромиссное решение. Министерство обороны Украины как пользователь земли дало согласие на изъятие спорного земельного участка площадью
4,33 га, обязавшись передать его собственнику земли в лице Авангардовского поселкового совета. Тот в свою очередь взял на себя обязательство в установленном законом порядке передать этот участок в постоянное пользование промтоварному рынку «Седьмой километр». Последний со своей стороны брался возместить Министерству обороны Украины понесенные военными расходы по оборудованию асфальтовой площадки (расположенной в границах участка) и даже утраченной в связи с этим коммерческой выгоде.
Сумма компенсации была установлена самими военными и составила более
264 тысяч гривень. При расчете было учтено, что данная площадка была оборудована без разрешения (!), в эксплуатацию не сдавалась и на балансе в/ч (и Министерства обороны) не состояла. Тем не менее руководство вещевого рынка проявило добрую волю, дополнительно предоставив военному ведомству сроком на 99 лет оборудованные за свой счет 50 торговых мест, взяв на себя обязательство по их охране и уплате налогов. А кроме того, выделило благотворительную помощь МОУ в размере 200 тысяч гривень на строительство жилья для военнослужащих и еще 150 тысяч на строительство заправочной станции.
Эти намерения были оформлены договором № 181/9-83, который был подписан и принят к действию всеми тремя сторонами 21.02.2000 года. После этого они пожали друг другу руки, и таким образом конфликт был окончательно исчерпан.
Год спустя промтоварный рынок «Седьмой километр» официально обратился в Авангардовский поселковый совет (как хозяину земли) с просьбой дать согласие на покупку занимаемого им участка несельскохозяйственного назначения, относившегося к землям запаса. Такое разрешение было получено. Сделка была оформлена договором купли-продажи от 28.12.2001 года. Подчеркнем, что действовавший на тот момент закон не предполагал проведения аукционов, а стоимость земли была оценена по имевшимся тогда расценкам и затем полностью оплачена. Полученные средства позволили сельчанам не только построить детский дом и школу, но и значительно пополнить местный бюджет.
Нарушений не было
Приобретенный таким образом участок был использован по-хозяйски: промтоварный рынок построил здесь здания и сооружения, потратив на это около
12 миллионов гривень. 204 павильона установлены самими частными предпринимателями. Если же говорить в целом, то вся деятельность «Седьмого километра» может служить примером эффективной работы на благо предпринимателей и государства: за шесть лет (начиная с 2000 года) рынок перечислил в госказну около 275,5 миллиона гривень в виде налогов и сборов. Законность указанных выше сделок неоднократно проверялась правоохранительными органами. Такого рода проверки осуществлялись представителями Генеральной прокуратуры Украины (в 2002 и 2003 годах, причем в последний раз с привлечением представителей Госкомитета земельных ресурсов страны) и Главной военной прокуратуры Украины (в последний раз — в 2005 г.). Проведенные проверки показали, что нарушений закона нет. Каково же было удивление работников промтоварного рынка, когда нашлись лица, взявшиеся оспорить эти выводы.
Кто же они?
Кто же они, эти опытные специалисты? В конце прошлого года в г. Одессе была создана некая правозащитная организация «Народная воля». Именно ее представители (спустя шесть лет после подписания договора между Минобороны, промрынком и Авангардовским поселковым советом) обратились с иском в Хозяйственный суд Одесской области о признании этого договора недействительным, так как, по их мнению, в результате пострадало и военное ведомство, и государство. Не касаясь пока сути самого иска (опровергающего правомочность фактически всех принятых и многократно перепроверенных документов), отметим только один факт: судя по всему, подавшие его лица недостаточно хорошо знают Закон Украины «Об объединениях граждан и организациях». В соответствии с ним (ст. 3) «Общественные организации создаются для удовлетворения и защиты законных социально-экономических, творческих, бытовых, национально-культурных, спортивных и т. д. интересов» состоящих в них граждан. Интересно, какие права членов этой недавно созданной организации были нарушены договором, подписанным шесть лет назад? И имеет ли она право даже номинально выступать в защиту якобы попранных прав Министерства обороны и тем более всего государства?
О том, что указанный документ поступил в суд не случайно и налицо явный сговор, свидетельствует и другой факт. Буквально с таким же иском в Хозяйственный суд Одесской области обратилось киевское ОАО «Оселя-XXI». Причем содержание обоих документов (с повторяющимися там ошибками!) ясно указывает, что их готовил один и тот же человек (или группа лиц), слово в слово повторив целые абзацы. А чтобы придать убедительность своим требованиям, дал волю воображению.
«Хорошо спрятались, ребята»
Так, из иска вышеупомянутого ОАО следует, что руководство этого предприятия будто бы обратилось в Авангардовский поселковый совет с просьбой передать им землю, находящуюся сейчас в пользовании (а не собственности, как на самом деле) ОАО «Седьмой километр», но получило отказ. Однако никаких подтверждающих эти действия документов в суд представлено не было. Видимо, истец намеренно скрыл факт узаконенной собственности рынка на землю, так как в случае его признания все его требования лишаются смысла.
Кстати, по мнению юристов, иски подготовлены с претензией на объективность и вызывают неоднозначную реакцию. Возможно, общий «шаблон» готовили люди, имевшие отношение к заключению трехстороннего договора между Минобороны, промрынком и Авангардовским поселковым советом. Не исключено, что речь идет о бывших представителях военного ведомства, вышедших в отставку и таким образом оказавшихся не у дел. И теперь, спустя много лет, решивших вот таким незамысловатым образом поживиться за счет предприятия или просто насолить прежним соседям (напомним, что заключению договора предшествовало острое противостояние между военными и предпринимателями).
Видимо, поэтому истцы явно скрывают свое лицо. Так, следов этой самой «Оселі-XXI» сотрудники промрынка обнаружить так и не смогли даже по заявленному ими юридическому адресу. Получается, что фирма только зарегистрирована: ни устав, ни его учредители не известны. («Хорошо спрятались, ребята», — скажет даже в шутку один из ответчиков.) Не для того ли и создавалась «Оселя-XXI», чтобы «потеснить» «Седьмой километр»? И можно ли вообще принимать к рассмотрению иски от таких лиц?
Все это сомнительно только для нас с вами. Однако, как уже упоминалось, оба иска были приняты к рассмотрению Хозяйственным судом Одесской области. По ним открыты два дела: один рассматривается коллегиально группой судей. Другой — персонально. Как идут процессы, тоже интересно: на рассмотрение одного из дел истец не является вот уже третий раз. Между тем по правилам уже после повторной неявки принимается решение о прекращении производства. Этого до сих пор не сделано. И данный факт не может не настораживать.
Попытка мошенничества?
Хочу подчеркнуть, что мы уверены в объективности судей. И все же специалисты считают, что все это неспроста. Возможно, что подавшие иски лица возлагают надежды на вынесение судом неправосудного решения, всеми силами пытаясь обмануть или ввести в заблуждение работников Фемиды. Именно поэтому в поданных документах и обходится стороной тот факт, что промтоварный рынок давно уже является собственником (а не пользователем) земли. Или применяются заведомо неправомочные аргументы: почему, дескать, Минобороны само не продало, а только уступило землю. Вынуждены повторить: военное ведомство по закону не имело права этого делать, потому что является не собственником, а только пользователем земли (собственником является громада). А значит, и продавать ее не может. Что же касается необходимости обязательного проведения аукциона, так тогда это обязательное сегодня условие продажи еще не было предусмотрено законом. Так можно ли апеллировать к нему спустя столько лет? Почему сами судьи не принимают во внимание такие «нестыковки», наталкивающие на мысль, что, возможно, речь идет о мошенничестве (попытке завладения чужим имуществом путем обмана), которое карается по закону?
Выгодные «ножницы»
Сейчас в нашей стране пышным «букетом» расцвело рейдерство. Возможно, не все знают, что за границей это явление тоже хорошо известно: в процессе развития экономики малые предприятия неизбежно поглощаются более крупными или же становятся их партнерами. Но при этом пострадавшая сторона сполна получает стоимость утерянного. У нас происходит наоборот.
Так, балансовая и рыночная стоимость оспариваемого земельного уч