Городские власти решили спасти памятник Дюку Ришелье от назойливых туристов оригинальным способом – установить барьер. Конструкция представляет собой листы ДСП, которые под наклоном прикрепили к верхней ступеньке постамента. Такие меры вызваны тем, что туристы портят уникальную композицию первой половины XIX века.
– У гостей города появилась примета: если потереть бронзовые барельефы на памятнике градоначальнику монеткой, это – к непременной удаче, – говорит начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия горсовета Андрей Шелюгин. – Три уникальных барельефа, символизирующих земледелие, торговлю и правосудие, рискуют превратиться в печальное зрелище.
Листы ДСП окрашены под цвет ступенек, поэтому многие не сразу понимают, что это дополнение к монументу. Впрочем, хоть преграда и создает неудобства для желающих сфотографироваться, забраться на нее можно. Туристы спокойно переступают и позируют для удачного кадра. Тем же, кто хочет потереть барельефы на удачу, увеличенная ступень также не стала помехой – до мешочка Меркурия можно спокойно дотянуться рукой. Вскоре чиновники должны решить – стоит ли оставлять этот барьер.
|
Кстати, этими мерами спасение памятника не ограничится – от вандалов значительно пострадала и позолоченная фасадная плита на постаменте.
– Когда реставрировали памятник в 2006 году, то доску мы не трогали сознательно, так как в царские времена позолоту на нее наносили путем выпаривания ртути из золотой амальгамы, – говорит чиновник. – Сейчас этот метод запрещен, как опасный для жизни, а современные подходы могут испортить внешний вид фасада монумента.
Вскоре муниципалитет назначит независимую экспертизу состояния плиты, которая определит, имеет ли смысл все-таки реставрировать объект или лучше его музеефицировать, т. е. сдать в краеведческий музей, а на место повесить копию.
Справка "КП"
Памятник Арману Эммануэлю дю Плесси, герцогу де Ришелье был установлен в Одессе в 1828 году. Авторами постамента выступили петербургский архитектор Авраам Мельников и архитектор Боффо, который руководил установкой памятника, а спустя несколько лет и созданием Потемкинской лестницы. Монумент, выполненный в строгом стиле классицизма, стал первым памятником Одессы.