На Анголенко вместо столбов – подземный переход
Вымощенная брусчаткой довольно широкая дорога, по ней снуют туда-сюда запряженные экипажи. И до революции улица Соборная (нынешний проспект Ленина) была оживленной.
В Александровске, как и сегодня в Запорожье, здесь были многочисленные лавочки и доходные дома. Две колонны (в центре снимка) отмечали пересечение двух улиц – Соборной и Базарной (теперь - Анголенко). Сейчас на их месте подземный переход. Здание с башней было полностью разрушено во время войны, после на его месте построили новое. Из двух этажей сделали четыре, башенка из округлой стала угловатой, в советские времена там была мастерская одного из городских художников, сегодня она пустует.
Первый этаж здания изначально планировался для всевозможных лавочек. В семидесятых здесь располагалась небольшая пекарня, и местная ребятня с удовольствием лакомилась свежей сдобой.
|
Новый старый храм Мельпомены
На месте современного театра Магара и до фашистской оккупации ставили спектакли. Но после войны от здания осталось лишь несколько чудом уцелевших во время бомбежки стен. Восстанавливать его смысла не было, решили строить заново.
Советские зодчие возвели здание куда более пафосное, чем предыдущее: массивные колонны, изящные барельефы, бесконечные завитки и розетки. Тематика всех этих украшений идеологически выдержана, вместо древнегреческих богинь - рабочие и крестьяне. Рядом с символом искусства, лирой успешно соседствуют серп и молот. Увековечили здесь даже величайшее достижение науки и труда того времени – Днепровскую ГЭС (ее изображение красуется прямо над колоннами у входа в театр, как фон для крестьянки с лирой).
Новое здание было готово в 1953 году. Своей труппы в Запорожье тогда не было, поэтому его отдали Киевскому передвижному театру. До войны, во время и после им руководил Владимир Магар - актер, режиссер, народный артист СССР. В 53-м театр называли в честь красного командира Николая Щорса, позже Запорожский академический музыкально-драматический театр переименовали в честь человека, который руководил им 36 лет.
В этом году театр открыл свой 84-й сезон. Примечателен он тем, что один из спектаклей впервые поставил сын Владимира Магара, тезка отца Владимир Магар.
|
Где был дом – теперь площадь Театральная
На старом снимке в левой его части скромно выглядывает краешек одноэтажного дома. Сегодня на его месте - площадь Театральная. Самое высокое здание в центре фото – бывший доходный дом. Здесь сдавали помещения под офисы частной практики и небольшие комнатки для иногородних студентов. Сегодня на месте этого дома банк. На углу другого, примыкающего к нему здания – вывеска с изображением рояля. Вероятно, какой-то музыкант сто лет назад давал здесь уроки.
Многие здания ныне существуют лишь на снимках. На их месте построили новые, повыше. Но, как и в старом Александровске, все первые этажи в них – сплошные витрины с товарами и услугами.
|
Комментарий историка
Теряем изюминки
- Старую часть города с тех времен практически всю перестроили. Что-то после революции, что-то после войны. И вполне вероятно не столько из-за разрушений Великой Отечественной, сколько из-за смены идеологии, - говорит заведующий отделом новейшей истории Запорожского краеведческого музея Владимир Лиников. – Важно отметить, что в старом Александровске памятников архитектуры мирового значения не было никогда, изначально мы ведь были уездным городом, потом превратились в металлургический. В свое время изюминкой были Шестой поселок, Соцгород, пока его не перестроили после войны. Сегодня особенным остается Днепрогэс. Пожалуй, самые заметные образцы так называемого сталинского ампира у нас – это театр Щорса (ныне Магара) и областная филармония. Тем не мене, особый шарм в Старой части, безусловно, есть. Александровск был целостной, гармоничной композицией. Увы, она теряется с каждым днем, хотя будь на то воля власти, ее можно было бы сохранить. Старый Александровск в современном Запорожье исчезает под яркими вывесками и обшитыми пластиком балконами.
Редакция благодарит Запорожский краеведческий музей за предоставленные фотографии.
Фото Павла ВЕСЕЛКОВА и из архива Запорожского краеведческого музея.