Украинский узник тайваньской тюрьмы просит Януковича его спасти

Моряк из Измаила, который год тщетно ждет помощи на чужбине, перенес сердечный приступ.

Огромный сухогруз Taroko должен был доставить 250 груженых контейнеров из Гонконга в Японию.

Вячеслав Лещев 11 месяцев находится в заточении на маленьком тайваньском острове Пенг Ху. Последняя надежда вернуться домой - президент.

- Я гражданин Украины, но, как выяснилось, своей стране не нужен, меня здесь забыли, - с обидой говорит 44-летний старпом судна Taroko, который почти год находится под стражей на Тайване.

Напомним, в номере за 30 августа "Комсомолка" рассказывала историю жителя Измаила Вячеслава Лещева, который 27 октября 2011 года ушел в рейс по маршруту Гонконг - Япония в должности помощника капитана, но вернуться домой уже не смог.

Отдыхая после очередной вахты, Вячеслав поднялся на палубу и не поверил глазам. Его корабль на полном ходу шел прямиком на тайское рыболовецкое судно. И никто из командования корабля этого не видел. Все, что успел сделать украинец, крикнуть: "Право руля!"

Эта команда и стала для него роковой. Контейнеровоз все-таки столкнулся с судном рыбаков. Из 20 тайцев спасти удалось только 11. После аварии капитана Taroko арестовали, а Вячеслав начал собирать вещи, чтобы ехать домой. Но не успел. Российские дипломаты договорились с местными властями и вытащили из тюрьмы своего соотечественника, капитана Юрия Вильмана. А вместо россиянина за решетку угодил украинский старпом. 

С тех пор прошел год. Все это время Вячеслав сидит в заточении на крохотном тайском острове Пенг Ху. Раз в день ему приносят острый рис и грязную воду. Через два месяца такой диеты начались проблемы с желудком. А несколько дней назад произошел приступ…

- За все это время, которое Вячеслав провел в заточении, суд так и не начал рассматривать дело по сути. Кроме того, заседания проходят без переводчика, на китайском языке. Славик не понимает, о чем там идет речь, - говорит Татьяна Ильинская, член международного сообщества моряков. - Вячеславу нужна медицинская помощь. А все, что могут местные врачи, дать какую-то таблетку. От чего - никто не знает. Даже давление померить нечем. Если ему не помочь в ближайшее время, домой Лещев может не вернуться.

По словам Татьяны, за все время к моряку никто из украинских официальных лиц так и не приехал.

Украинский моряк Вячеслав Лещев: - Меня здесь забыли.

- Чиновники говорят, мол, наши дипломаты не могут работать на территории Тайваня (между нашими странами нет дипломатических отношений. - Прим. авт.). Получается, они бросили Вячеслава, - говорит Татьяна. - Несмотря на такие печальные новости, он все еще верит, что сможет обнять родных, но эта вера вот-вот иссякнет. Последний шанс на спасение - президент. Чтобы он обратил на него внимание, Вячеславу удалось записать видеообращение к Виктору Януковичу (в тюрьме ему позволили воспользоваться компьютером. - Прим. авт.). Это его последняя надежда.

В случае если Вячеслава признают виновным в преступлении, по местным законам ему грозит до пяти лет тюрьмы. Срок, который украинец проведет под следствием, не учитывается. 

ОФИЦИАЛЬНО

Александр ДИКУСАРОВ, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины:

- Мы активно работаем по этому вопросу, но порадовать пока нечем. Наши люди ведут переговоры в США, Польше (их посольства представляют интересы Украины на Тайване. - Прим. авт.), общаются с работодателем. Сложность в том, что пока продолжается переговорный процесс между перевозчиком и местными властями, повлиять на ситуацию мы не можем. Несмотря на это, в ближайшее время рассчитываем на положительный результат. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Команда судна BAYTUR в опасности

После публикации в "Комсомолке" материла "Нам сказали: или везите контрабанду, или вас прихлопнут" (см. номер за 28 сентября и сайт kp.ua), в котором украинские моряки рассказали о произволе со стороны турецкого работодателя, бизнесмены из Анкары прилетели в Одессу и привезли часть денег. Правда, зарплата досталась не всем. Люди, которые дали комментарии в статье, остались ни с чем. Мол, пока в прессе не появится опровержение, денег им не видать. Якобы зарплату моряков спишут за моральный ущерб.

Кроме того, турки начали активно искать домашний адрес капитана. Зачем? Остается загадкой. Но, по словам первого капитана корабля BAYTUR, который за день до начала рейса смог уехать домой, семья его коллеги может быть в опасности. 

- Перед выходом в море я летал в Турцию на встречу с работодателем, - говорит капитан Александр Демченко. - Впечатление еще то. Мне сообщили, возить придется контрабанду. Я только стоял и мотал головой. Соглашался. Ведь это были настоящие бандиты. После этой встречи я собрал вещи и рванул домой. 

Тем временем фактами, которыми поделились моряки, заинтересовались в СБУ и прокуратуре. Силовики начали свое расследование и уже вызвали моряков для дачи показаний. 

"Комсомолка" продолжает следить за развитием событий.