Давать ли ребенку карманные деньги?

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и специалистов - экономистов, психологов.

Мелкие монеты можно начинать давать детям уже с 5-6 лет. Фото Фото Thinkstock.

На Западе об этом пишут научные статьи и популярные книги, причем эксперты практически единодушны: умение хорошо считать и отличные отметки в школе по экономике вовсе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Правильное обращение с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, поддается тренировке. И лучшим "тренажером" материальной самостоятельности для детей являются карманные деньги.

Необходимость карманных денег для ребенка трудно отрицать. Возможность самостоятельно распоряжаться выданной суммой и чувство "кредитоспособности" чрезвычайно важны не только для подростков, но и для младших школьников. А желание купить что-то значимое и откладывание определенных сумм приучают ребенка к терпению и планированию своих трат.

Сегодня мы ответим на самые распространенные вопросы, с которыми сталкиваются родители, решившие выдавать ребенку на расходы энную сумму. 

1. Деньги лучше давать по просьбе ребенка или регулярно?

Немало родителей считают, что давать деньги ребенку регулярно не стоит - это же не зарплата! И просто дают деньги, когда дети об этом просят. Специалисты предостерегают: нерегулярность получения карманных средств и отсутствие четко оговоренной суммы приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной! По крайней мере для экономического воспитания ребенка. Более того, выпрашивая у родителей различные суммы и получая их в зависимости от их настроения или текущей финансовой ситуации в семье, ребенок приучается вовсе не к планированию собственных расходов. Он усваивает унизительную философию попрошайки, полностью зависимого от настроения своего "благодетеля".

2. С какого возраста лучше начинать?

Мелкие монеты можно начинать давать детям уже с 5-6 лет. Купите ребенку копилку и ненавязчиво намекните, что собирать деньги можно не только на вожделенного робота, но и на подарок бабушке ко дню рождения.

Между прочим, европейцы всячески поощряют стремление детей копить деньги. Если вы тоже хотите простимулировать ребенка к накоплению, можно воспользоваться советом: договоритесь, что за каждые накопленные ребенком, например, 20 гривен вы внесете в его копилку от себя 5 грн.

С появлением постоянных трат (на обед, проезд, покупку канцтоваров и т.д.) ребенку нужно регулярно выдавать небольшие фиксированные суммы. Причем чем старше ребенок, тем реже должно быть финансирование (подробнее - см. Компетентно).

3. Какие суммы давать?

Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от двух вещей: материальных возможностей семьи и планируемых трат. Одно дело, если это просто деньги "на мороженое", и совсем другое, если сюда входят деньги на маршрутку, покупку тетрадок, пополнение счета на мобильном и т.д. В любом случае, если речь не идет о действительно очень бедной семье, выдача карманных денег не должна оказывать заметного влияния на семейный бюджет.

4. Стоит ли ориентироваться на других детей при определении суммы карманных расходов?

Не стоит, ведь всегда можно найти кого-то, кто будет давать больше (или меньше) вас. Если одноклассники вашего ребенка приезжают в школу на джипах с личными водителями и могут себе позволить выбросить пару сотен на кафешку, а ваш ребенок ходит пешком, ест домашний бутерброд и от этого страдает, значит, вы неправильно выбрали школу (об этом вы можете прочитать в прошлом выпуске "Родительского собрания" от 18 сентября и на сайте kp.ua). А напрягать всю семью ради того, чтобы ребенок выглядел "не хуже других", просто бессмысленно. Уже не говоря о том, что искажать реальные возможности семьи из так называемых "лучших побуждений" просто вредно для адекватного воспитания ребенка и его успешного взросления.

5. Нужно ли советовать ребенку, куда тратить карманные деньги?

Посоветовать - можно, навязывать и настаивать - нет. Карманные деньги - это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды, то есть подразумевается, что ребенок может их тратить на что захочет. 

Очень часто родителям непонятен выбор детей - зачем, мол, они покупают такие бесполезные вещи? Но, во-первых, в глазах ребенка эта вещица как раз, наоборот, очень даже полезная! Во-вторых, постоянно указывая ребенку, что покупать, а что - нет, заботливые родители рискуют оказать детям медвежью услугу. Велика вероятность, что, и повзрослев, дети так и не научатся делать правильный выбор и принимать самостоятельные решения.

Словом, даже если ребенок на все свои деньги купил себе ласты в фирменном магазине или четвертую куртку, которая, на ваш взгляд, ему совершенно не нужна, психологи советуют держать негативные эмоции при себе. Тем более - что греха таить - многие взрослые тоже время от времени совершают бессмысленные покупки.

6. Если в семье нет лишних денег, имеет ли смысл идти на подобные расходы?

Как уже говорилось выше, сумма карманных денег, выделяемая ребенку, зависит в первую очередь от материальных возможностей семьи. Бывает, в семье настолько мало свободных средств, что карманные деньги для школьника считаются неразумным расточительством. Но даже в таких случаях психологи советуют давать ребенку совсем небольшую, пусть даже символическую сумму, нежели не давать ничего. 

7. Нужно ли обсуждать с детьми родительскую зарплату?

Если ребенок поинтересовался, сколько именно зарабатывают его родители, можно назвать конкретную сумму. В тех случаях, когда семья живет очень бедно или очень богато, впадать в крайности при обсуждении доходов не стоит. Можно ответить обтекаемо: зарплата достойная, средняя по рынку, выше или чуть ниже средней и т.д.

Разговоры о бедности снижают самооценку ребенка, а хвастовство родителей высокими доходами приводит к тому, что и сам ребенок попытается завоевать авторитет у одноклассников толщиной родительского кошелька.

Чтобы представлять себе семейные доходы, ребенок должен иметь понятие и о семейных расходах, в обсуждение которых психологи советуют вовлекать детей уже с 6-7 лет. В этом случае некорректные вопросы вроде "Почему вы так мало зарабатываете? Почему не можете мне купить смартфон?" попросту не возникнут. 

8. Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Мытье посуды и уборка в квартире - это не подвиг, а норма, поэтому платить за это не следует. Практика показывает, что дети, которым платили за помощь по хозяйству, впоследствии нередко вымогали деньги по любому поводу. Вынести мусор, сходить за хлебом, купить бабушке лекарство - у них на все была своя "такса".

Исследователи уже давно установили, что "оплата" помощи по хозяйству чаще характерна для молодых родителей. Кроме того, именно молодые родители нередко меняют условия договоренностей с ребенком о сумме карманных денег.

Психологи советуют давать детям определенную сумму денег не за что-то, а просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Но эти две вещи лучше не связывать воедино, а рассматривать по отдельности. Ребенок с детства должен знать, что существует круг обязанностей перед собой и близкими, которые человеку нужно выполнять ежедневно и пожизненно: от правил личной гигиены до уборки квартиры. Прогулка с собакой, кстати, тоже прямая обязанность членов семьи (по крайней мере тех, кто выступал за покупку этой самой собаки!), а вот прогулка с чужой собакой - это уже работа, за которую можно получать деньги.

9. Платить ли за хорошие отметки?

Немало родителей платят ребенку за оценки, поясняя, что учеба - это работа, а за хорошую работу следует платить. При этом и психологи, и учителя придерживаются несколько иного мнения, полагая, что ребенок с самого детства должен понимать: учеба - это не работа, а обязанность, и учится он в первую очередь для себя! 

Оплачивая же хорошие оценки своего ребенка, родители меняют его мотивацию с "хочу узнать новое" на "хочу заработать деньги". Знания как таковые отступают на задний план, поскольку главное - получить хорошие оценки любыми средствами, среди которых слезы, истерики, подхалимаж и т.д.

Но при всем этом "премий" и всевозможных поощрений (например, в виде подарков), если ребенок, что называется, прыгнул выше головы, никто не отменял!

10. Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан, вполне естественно. Однако тем, кто использует такие методы, психологи советуют сумму штрафов оговаривать заранее и ни в коем случае не отбирать у ребенку всю сумму, которая имелась у него в наличии. Недопустимо использовать карманные деньги как средство манипуляции и шантажа, не стоит угрожать отказом давать их, если ребенок не слушается или отстает в учебе. Также не следует урезать суммы в период ссор с детьми. Эти и подобные им "методы воспитания" в итоге могут привести к подмене реальных эмоциональных отношений товарно-денежными. 

СОВЕТ "КП"

Расскажите ребенку, чего ни в коем случае не нужно делать со своими деньгами:

* демонстрировать купюры посторонним, в том числе одноклассникам,

* оставлять деньги в карманах верхней одежды, которая остается в школьной раздевалке,

* носить с собой деньги, выданные на неделю и тем более на месяц,

* давать или брать в долг,

* покупать на них личные вещи друзей, знакомых, одноклассников и т.д.,

* сорить деньгами,

* играть на деньги.

ВАЖНО!

Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей и сумм, выделяемых им на карманные расходы. Для счастья детям нужна семья, в которой их любят и принимают такими, какие они есть. 

А КАК У НИХ?

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, с 13 лет - 20 евро, с 15 лет - 25-30 евро в неделю. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу, которая, в свою очередь, грозит родителям немалым штрафом. 

 

КОМПЕТЕНТНО

"Карманные деньги учат ребенка принимать решения" 

О том, как научить ребенка планированию и бережливости, "Комсомолка" спросила у зампредседателя правления АО "Эрсте Банк" Светланы ЧЕРКАЙ. 

- Как можно научить ребенка планировать свои расходы?

- К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в школах. А ведь грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует материальному благополучию детей, когда они вырастают. Но, конечно, самые важные знания о собственных финансах дети получают на опыте пользования карманными деньгами. Именно карманные средства, которыми ребенок распоряжается по своему усмотрению, не только помогают в финансовом воспитании, но и учат детей принимать решения, расставлять приоритеты, тратить и копить.

- Как часто следует выдавать деньги школьникам? 

- В зависимости от возраста школьника подход к выдаче и контролю карманных денег должен отличаться: чем меньше возраст, тем чаще и меньшими частями нужно выдавать деньги. Дело в том, что дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время, и в раннем возрасте им сложнее планировать. Например, если ребенку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на месяц, то есть два наиболее распространенных варианта: либо он потратит всю сумму в первые несколько дней, либо не станет тратить деньги вовсе.

С возрастом дети готовы учиться планировать, поэтому им лучше выдавать карманные деньги на более длительные строки и большими долями. Для подростков оптимальной частотой получения карманных расходов является раз в месяц. Это учит их бюджетированию, позволяет экономить и откладывать, а также помогает определять приоритеты.

- Нужно ли интересоваться, на что уходят выданные деньги?

- Да, причем важно это делать регулярно. У детей младшего возраста - ежедневно, у подростков - 1-2 раза в неделю интересуйтесь, на что они тратят или откладывают деньги. Для того чтобы дети научились принимать финансовые решения, родителям важно помогать советами или примерами, но ни в коем случае не диктуйте, как необходимо сохранять или тратить деньги.

- Если ребенок мгновенно спускает все деньги на сиюминутные нужны, можно ли научить его бережливости?

- Ребенку подросткового возраста можно подарить депозит, а более младшего возраста - копилку. А еще можно поиграть в финансовую игру "три конверта". Механика игры проста и эффективна: вместе с карманными деньгами выдайте ему три пустых конверта и попросите распределять по ним обязательные траты, сбережения и мелкие расходы. Если в течение месяца деньги мигрировали из одного конверта в другой, проанализируйте причины этого вместе с ребенком и разработайте более реальный план на следующий месяц. 

 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Не средство поощрения, а необходимость

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

Не знаю как кому, а мне карманные деньги нужны совершенно не для осознания собственной значимости, а для того, чтобы иметь хотя бы минимальную покупательную способность. Бутылка воды, плитка шоколада, проезд в маршрутке - на все эти вещи нужны совсем небольшие суммы, но их же нужно где-то брать! Поскольку подобные покупки делает каждый подросток, на мой взгляд, карманные деньги являются необходимостью, а не средством поощрения, к примеру, за хорошие оценки.

Отношения с деньгами у моих ровесников разные. Многие уже не первый год летом подрабатывают, причем по различным причинам. Кто-то копит на новый компьютер, кто-то собирает деньги, чтобы оплатить учебу в лицее, а кто-то просто нуждается хотя бы в минимальной сумме на мелкие расходы. Ведь некоторым родители не дают ни копейки, если только не просить деньги на что-то конкретное - например, на учебник по английскому или экскурсию.

Мне уже несколько лет родители дают определенную сумму раз в месяц - как "зарплату". Я трачу их на мелкие покупки и откладываю, чтобы скопить деньги на крупные вещи и на подарки самим родителям. Кстати, когда мне в лицее стали выдавать стипендию, это никак не повлияло на размер "ежемесячных выплат". По-моему, это вполне справедливо, и дело вовсе не в моей жадности. Ведь стипендия - это материальный стимул учиться как можно лучше. Если же, как только ребенок начал получать стипендию, ему тут же урезают сумму денег на карманные расходы, стимул исчезает. Получается, что он остался ни с чем: как ни старался, поощрения так и не получил.

В семье одной из моих подруг произошла вообще интересная ситуация. Она еще учится в школе, но уже нашла себе хорошую подработку. Родители, подробно выяснив, сколько она зарабатывает, решили, что теперь она будет платить за квартиру. Подруга в недоумении: она тратит все свободное время на то, чтобы хоть немного заработать, а в итоге "уходит в ноль"! "А какой смысл мне тогда работать?" - спросила она у меня, и я не нашла, что ответить. Потому что одно дело, когда в семье действительно тяжело с деньгами, и, конечно, мы уже вполне взрослые для того, чтобы по мере сил помогать. И совсем другое дело, когда в семье нормальный материальный достаток, но родители не только не дают, но и фактически отбирают заработанные подростком деньги, полагая, что лучше знают, как ими распорядиться. По-моему, это не очень справедливо, хотя, конечно, в каждой семье - свои традиции.