Глоток Озона

60-й киносмотр в Сан-Себастьяне завершился долгожданным триумфом автора "Бассейна" и "8 женщин".

Это первая внушительная победа режиссера Франсуа Озона, чьи картины часто оказывались «неформатом» для крупнейших кинофестивалей. Фото с официального сайта кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Юбилейный фестиваль проходил при невиданном наплыве звезд - от Джона Траволты и Томми Ли Джонса до Дастина Хоффмана, чей режиссерский дебют "Квартет" (сделанный, впрочем, так, как будто выдающийся актер всю жизнь только и занимался режиссурой) был показан на церемонии закрытия. 

Но главной звездой оказался Франсуа Озон, чей новый фильм удостоился не только главного приза, "Золотой раковины", но и награды за лучший сценарий. Это первая внушительная победа одного из лучших современных французских режиссеров, чьи прекрасные фильмы ("Ангел", "Отчаянная домохозяйка") часто оказывались "неформатом" на ведущих мировых киносмотрах и потому почти всегда пролетали мимо наград.   

Новый фильм Озона под скучным названием "В доме" (Dans la maison) - это постмодернистская медитация на темы проникновения фантазий в реальность и чужого человека в дом. А также разрушительного влияния изящной словесности на неокрепшую психику, манипуляторской силы юности, взаимоопасных отношений учителя и ученика и бог знает чего еще. Количество цитат не поддается исчислению (самые важные - Хичкок, Пазолини и Вуди Аллен), как и число озоновских провокаций, но все это великолепие упаковано в многословную (это экранизация пьесы) и "малоактуальную" форму "школьной драмы" - по каковой причине картину отвергли Канны и Венеция. Ее успех в Сан-Себастьяне и Торонто, где фильм получил приз ФИПРЕССИ, показал неправоту главных кинофестивалей мира. За какой бы жанр ни взялся парадоксалист и провокатор Озон, он всегда наполняет его актуальными смыслами. И, как в данном конкретном случае, превращает его в чистое золото.