Киеву нужен новый закон о столице!

Сейчас в украинском правовом поле хоть и есть закон о столице, но в действительности это бездействующий закон-фантом, который необходимо срочно реанимировать и обновить.

С нашим городом что-то не так. Это видит любой внимательный киевлянин. На месте скверов, детских и спортивных площадок, во дворах и в глубине старинных кварталов как поганки растут заслоняющие свет уродливые высотки. Застраиваются днепровские кручи, на очереди - набережная от моста Патона до Почтовой площади. Целые районы на долгие недели вдруг лишаются горячей воды. Ремонт дорог, строительство развязок и мостов начинается, приостанавливается и снова возобновляется по совершенно непредсказуемому графику. Время от времени весь центр города оказывается в тисках автомобильных пробок. Киев стремительно становится хаотичным, не удобным для жизни городом.

"ЧЕРНАЯ ДЫРА" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Почему так происходит? Почему так вольготно себя чувствуют в украинской столице нечистоплотные дельцы и прикормленные ими чиновники, послушно штампующие землеотвод за землеотводом? Причин здесь много, но одна из важнейших заключается в том, что столица Украины, не последний по европейским меркам город, находится в некой законодательной "черной дыре". Как ни странно, многие важнейшие вопросы, касающиеся жизнедеятельности Киева, вообще никак не урегулированы законодательно. Из-за этого в городе так вольготно чувствуют себя всевозможные махинаторы, мастерски умеющие использовать даже не лазейки, а зияющие дыры в законах.

Самое интересное, что в украинском правовом поле существует закон о столице. Однако в действительности это - закон-фантом! Его нет! По сути, его единственное конкретное положение заключается в том, что мэр города одновременно является и главой Киевской городской госадминистрации. Но это положение перестало работать, когда в 2010 году Александр Попов при живом мэре Леониде Черновецком был назначен главой КГГА. Если бы мэр полностью не отстранился от деятельности по руководству городом, у нас сейчас существовало бы в Киеве двоевластие, совершенно фантасмагорическое с точки зрения законодательства.

Киеву необходим новый закон о столице! Причем его задача заключается не в том, чтобы окончательно определить, из какого кабинета должно осуществляться управление Киевом. Этот закон должен представлять собой многогранный, подробный документ. Он должен определять основные направления развития города и городского хозяйства, порядок формирования и деятельности городских органов власти, права и полномочия районов, различные аспекты взаимоотношений между властью и хозяйствующими субъектами, властью и гражданами, общественностью и бизнесом…

Есть множество вопросов, которые пока никак не урегулированы законодательно и решаются де-факто в произвольном (от слова "произвол") порядке. И прежде всего это проблема строительства в городе Киеве. Сегодня вопрос о том, что и где будет строиться в столице, открыто и беззастенчиво решают деньги. Большие деньги, приправленные алчностью и беспардонностью.

На одном только Печерске за несколько лет правления печально известной "молодой команды" Леонида Черновецкого было выделено 160 землеотводов - по одному на каждые пять существующих зданий. Город открыто уродуется так называемой точечной застройкой, когда новые здания, словно ядовитые грибы, вырастают посреди жилых кварталов, разрывая сложившуюся среду обитания. Только кризис 2008 года помешал реализации десятков скандальнейших проектов - например, строительства торгово-офисного центра на Соломенской площади, прямо на месте памятника погибшим милиционерам. При этом общественные протесты в лучшем случае могут лишь затормозить сооружение очередной "новостройки", но не остановить ее. Красноречивым примером здесь является стройка возле метро "Театральная", на отмене которой не попиарился, кажется, только ленивый. А результат?! Все люди вроде бы против, а очередной новострой в историческом центре Киева - есть!

Конечно, трудно рассчитывать, что с помощью одного только нового закона о столице можно будет возвести непроходимый барьер перед бессовестными махинаторами. Однако этот закон должен определить четкие, понятные и недвусмысленные и не допускающие множественных толкований правила строительства в Киеве. Закон станет мощным и действенным оружием в руках общественности, протестующей против тех или иных сомнительных строек. Тогда, может быть, само понятие "незаконная застройка" станет в Киеве наконец анахронизмом, а отклонения от этого правила будут устраняться с помощью бульдозеров.

На скандальной стройке возле метро "Театральная" пиарились все, кто только мог. Но в итоге очередной новострой таки вырос в центре столицы! Фото УНИАН.

КАК ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ НОВЫЙ ЗАКОН

По новому закону о столице Киев должен строиться согласно генеральному плану, учитывающему такие факторы, как развитие транспортных, инженерных, энергетических сетей, демография, сохранение историко-культурного облика города. При этом в законе должен быть детально описан порядок участия общественности в решении важнейших стратегических вопросов. Вместо насквозь дутых и фальсифицируемых "общественных слушаний" закон будет предусматривать полноценные мини-референдумы, на которые могут быть вынесены вопросы, касающиеся как города в целом, так и локальных общин, например, чье имя должна носить та или иная улица или надо ли строить на месте сквера очередную высотку.

Важнейшее место в новом законе о столице следует уделить взаимоотношениям города и центральных органов власти. Например, многие скандальные стройки в городе начинались с прямого попустительства различных министерств и ведомств, которым в Киеве, оказывается, принадлежат крупные участки земли, где они могут вести себя совершенно бесконтрольно. Так, печально известная "реконструкция" Андреевского спуска была проведена с благословения не городской госадминистрации, а Министерства культуры.

Новый закон о столице должен регламентировать все эти отношения, причем дело здесь не будет ограничиваться одним только строительством. Все центральные органы власти, действующие на территории Киева, в настоящее время вообще могут не согласовывать свои действия с городскими властями. Так, на организацию различных мероприятий в центре столицы собирают милиционеров со всего города, оголяя периферийные районы, а приведением в порядок площадей и улиц после концертов на открытом воздухе должны уже заниматься за свой счет городские власти. Согласно новой редакции закона киевские власти получат право реально контролировать все, что происходит в городе, и одновременно будут нести за это полную ответственность.

Никак не урегулированы законом и межбюджетные отношения между центром и Киевом. Оказывается, правительство может по своей воле забрать из городского бюджета пару миллиардов гривен, а может… и не забирать, чтобы поддержать симпатичного лично ему мэра или главу городской госадминистрации. Из-за этого зачастую финансирование важных городских программ происходит в совершенно непредсказуемом режиме. Поэтому закон должен определить уровень самостоятельности города в финансовых вопросах и четко разграничить полномочия центральных и киевских властей.

В новом законе о столице также найдется место для такой темы, как создание в Киеве дееспособной власти на районном уровне. Сейчас в этом звене в городе царит настоящий хаос. Ликвидация райсоветов при создании укрупненных районов оказалась явно ошибочным шагом. Сейчас граждане даже не знают, куда и к кому нужно обращаться для решения той или иной проблемы, касающейся благоустройства, ремонта зданий, дорог или инженерных сетей, и не могут быть уверенными в том, что к их просьбам вообще прислушиваются. Районным администрациям, со своей стороны, не хватает ни средств, ни полномочий, чтобы реально влиять на жизнедеятельность подопечной территории.

Новый закон о столице должен создать (или, возможно, воссоздать) четкую властную вертикаль - от собственника здания, ОСББ, ЖЭКа или иного органа, управляющего отдельным жилым домом, до районной и городской администрации. Тогда любую проблему можно будет оперативно рассмотреть на необходимом уровне компетенции и быстро решить ее. Закон должен предусмотреть порядок приема заявлений от граждан и реагирования на них.

При этом районная власть должна получить не только полномочия, но и свою финансовую базу. Когда часть налогов, взимаемых с зарегистрированных в районе компаний и частных предпринимателей, штрафы за нарушение порядка или самовольное изменение исторических фасадов будут идти в бюджет района, власть сама будет заботиться о его благосостоянии и следить за порядком. Кроме того, именно районные власти могут возглавить процессы самоорганизации граждан, поддержать проведение субботников по благоустройству территорий, реально заняться сохранением историко-культурного наследия.

Наконец новый закон о столице может помочь киевским учителям, врачам, милиционерам, пенсионерам, студентам. На основании этого документа городская власть может принять положение о доплатах этим категориям граждан из местного бюджета, что позволит им несколько компенсировать дороговизну жизни в столице, а также поощрить работу людей, чей труд необходим для обеспечения благосостояния Киева.

В нашем городе много проблем. Все они накапливались годами и требуют немалого времени и усилий для их решения. Но новый закон о столице поможет снять хотя бы часть из них!