Николай Присяжнюк: "Наша задача - дать украинцам качественные продукты"

Министр аграрной политики и продовольствия ответил на вопросы читателей "Комсомолки".

О ПРОДУКТАХ

Ирина: - Почему украинское мясо дороже импортного? 

- На это есть ряд причин. Первая причина - мы в основном импортируем мясо 2-го и 3-го сорта, которое идет на производство колбасных изделий. Вторая причина - к сожалению, Европейский союз в рамках соглашений ВТО имеет разрешение на дотацию экспорта сельскохозяйственной продукции. 

Третья причина - это посредник. Сегодня мы приняли постановление, которое предусматривает компенсацию на сданное поголовье на перерабатывающее предприятие - 2,50 грн. за килограмм живого веса говядины и 1,5 гривны для свинины. 

Такое решение назрело потому, что, отменив в 2007 году эту дотацию, все мясо пошло мимо перерабатывающих предприятий. Появились посредники, которые завышают цены. Сейчас мы с этим боремся выездными ярмарками. Также проблемы решают оптовые рынки. Буквально через месяц на оптовом рынке "Столичный" будет открыто три мясных павильона. Поэтому я убежден, что цена стабилизируется и не будет больше ее роста. 

Кроме того, мы сейчас начали программу по увеличению поголовья крупного рогатого скота. Государство выплачивает по 1000 гривен за сохранение молодняка коров. Вот, например, вырастил теленка до трех месяцев - получи 250 гривен, 6 месяцев - еще 250 грн., 9 месяцев - еще 250, и годовалый - еще 250. Мы эту программу начали с 1 июня, и у кого были полугодовалые бычок или телка, получили сразу 500 грн. и продолжают получать компенсации до года. 

Кроме того, Кабмин внесет несколько законопроектов по стимулированию производства молока, что тоже должно привести к увеличению поголовья крупного рогатого скота в стране.

Наталья: - Как решается проблема отсутствия овощехранилищ в Украине?

- Уже третий год действует программа строительства овоще- и фруктохранилищ. Буквально за два года мы увеличили их объемы на 3 миллиона тонн. Государство компенсирует до 50% затрат на строительство овощехранилищ, картофелехранилищ и фруктохранилищ. Также мы компенсируем две третьих учетной ставки Национального банка по кредитованию этого направления. Сейчас мы внедрили программу, которая в электронном виде мониторит загруженность каждого склада.

В этом году будет собрано 23 миллиона тонн картофеля, а наше внутреннее потребление - 6 миллионов тонн. Куда девается 17 миллионов? Часть идет на корм скоту, что неэффективно. А большая часть пропадает. У нас отсутствует культура услуг как собственника склада, бизнеса по хранению овощей. Мой товарищ говорит, что теща всю зиму ест гнилую картошку. Спрашиваю: как это? Он говорит: вот положила ее в погреб, месяц прошел, она взяла картошку, перебрала, и ту, которая надгнила, - в пищу, а целую опять в подвал. И так пять раз перебрала за зиму и съела всю гнилую картошку. 

Я не хочу, чтобы украинцы ели гнилую картошку. И наша задача сделать так, чтобы дать им качественные продукты питания. 

О ГМО

Оксана: - Я слышала, что у нас за последние годы в 40 раз увеличились посевы ГМО-культур. Не видите ли вы в этом опасность для здоровья украинцев?

- Генно-модифицированная инженерия в основном применяется в технических культурах: кукуруза, семена подсолнечника и другие. И сегодня в мире идет большая дискуссия, вредно это или не вредно. Генно-модифицированная инженерия дает возможность минимизировать внесение средств защиты. То есть тяжелой химии. Так вот до сих пор спорят, что больше приносит вреда.

Что касается нашей страны, то на законодательном уровне такая продукция у нас запрещена. При этом никто не знает, какие семена покупает - потому что у нас свободная торговля. Поэтому мы в течение трех месяцев проведем анализ, в каком количестве они присутствуют и кто их использует.

О ЗЕМЛЕ

Зинаида: - Объясните, что такое земельный банк и как он будет работать?

- Начнем с того, что в Земельном кодексе выписано, что земельная реформа будет считаться оконченной, когда будет принят закон о кадастре, когда будет создан земельный банк и когда будет принят закон о рынке земли. 

На сегодняшний день закон о кадастре принят, и с 1 января 2013 года мы вводим в действие земельный кадастр. Закон о рынке земли на сегодняшний день находится в Верховной Раде между первым и вторым чтением. 

Я бы этот закон переименовал и назвал бы закон не о рынке земли, а закон о рынке сельскохозяйственных земель. 

И наконец третье требование - это земельный банк. Фактически это земельный фонд, который консолидирует землю государственного сельскохозяйственного значения, которую еще не распределили и она находится в собственности государства. Также туда попадут земли, хозяева которых умерли, а наследников нет. А также земля, которая имеет статус "дорог" между паями. 

Земельный банк будет иметь право продавать земли тем, кто имеет право ее купить. Согласно проекту закона право покупать и продавать землю будут иметь только граждане Украины. Также земельный банк сможет сдавать в долгосрочную аренду эту землю для консолидации земельных полей, для того чтобы вести эффективно сельскохозяйственные работы. Мы проводили консультации с зарубежными специалистами. И такой подход поддержали специалисты из Европы и США. 

Благодаря плодородной украинской почве в стране можно выращивать самые разные сельскохозяйственные культуры.

ОБ УРОЖАЙНОСТИ

Тарас: - Урожайность украинских земель в два раза ниже, чем в Европе. Как можно повысить этот показатель?

- Начну с того, что украинский чернозем считается эталоном во всем мире. В некоторых местах его толщина доходит до метра. Поэтому самовосстановление нашего чернозема после сбора урожая и эксплуатации земли происходит намного эффективнее и быстрее, чем в других странах. 

И справедливо возникает вопрос: почему у нас урожайность ниже? На это есть несколько причин, и мы с ними боремся. Приведу пример: мы сегодня вносим удобрения в четыре раза меньше, чем вносит Европа, в два раза меньше, чем Беларусь, а урожаи получаем достаточно высокие. С одной стороны, можно сказать - великолепно, мы практически приближены к органическому производству сельскохозяйственной продукции. Кстати, средств защиты растений мы тоже вносим меньше, не пользуемся стимуляторами, но, с другой стороны, мы не получаем тот доход, который может получить производитель, работая на нашей земле. 

Мы будем стимулировать увеличение внесения удобрения. Сегодня над этим работает Академия наук и семенной фонд. По нашей статистике, к сожалению, около 55% сельхозпроизводителей пользуются некачественными семенами, и это тоже создает проблему. Сейчас мы на льготных условиях передаем семена из семенного фонда при условии оплаты 15% их стоимости и полном расчете при сборе нового урожая. Таким образом мы стимулируем и прививаем культуру производства. 

Ведь в основном получают низкий урожай мелкие фермеры и средние производители. И мы хотим поддержать их, чтобы не допустить полной монополизации крупно-товарного производителя. 

Ну и наконец третий аспект. Высокий урожай дает использование семян генно-модифицированной инженерии. Вы знаете, что у нас это запрещено, мы планируем в ближайшие два месяца провести круглые столы при участии идеологов генной инженерии, специалистов, оппонентов для того, чтобы принять решение, как относиться к этому виду науки. Ну и наконец, после распаевания земель не работают около 95% сетей орошения. Несмотря на все это, ежегодно урожайность растет.

Фото Максима Люкова и УНИАН.