ИЗ САКСОНИИ - В КИЕВ
Средневековый свод муниципального самоуправления, известный как Магдебургское право, действительно связан с городом Магдебургом из германской Саксонии. Именно там был в XIII столетии составлен наиболее авторитетный в то время кодекс городского права. Его предоставления добились многие европейские города. Благодаря этому они получали автономный статус, независимый суд, даже собственную милицию.
Что касается Киева, то ему самоуправление по-магдебургски досталось в ХV веке от Великого княжества Литовского, в состав которого тогда входил наш город. Насколько известно, первым предоставил Киеву автономию еще князь Витовт, но потом она по каким-то причинам была утрачена. Только на исходе столетия, в 1494-м, князь Александр подписал грамоту на привилегии городу "по-давнему, как было при Витовте". Согласно новому статусу киевляне должны были отчислять подати не в бездонный карман местного воеводы, а в королевскую казну. Это несколько облегчило давление налогового пресса и позволило городу восстановиться после разорительных набегов Крымской орды.
Принцип, положенный в основу взаимоотношений высшей власти с городскими обывателями, князь Александр сформулировал так: "Чтоб и князю было вжиточно, и им не шкодно". Не все его преемники были столь же благоразумны, иные попустительствовали воеводам. В дальнейшем представителям киевской общины вновь и вновь приходилось хлопотать о подтверждении своих привилегий - в зависимости от политического положения города - перед литовскими князьями или польскими королями, украинскими гетманами или русскими царями...
БОРЬБА ЗА "ПЬЯНЫЕ ДЕНЬГИ"
Несмотря на зигзаги истории, киевское мещанство сохраняло свой руководящий орган - магистрат. Он делился на две коллегии. Первая из них - рада - занималась общим управлением и отвечала за городское хозяйство. В ее состав входили пять райцев (советников) и возглавлявший раду войт. Вторая коллегия - лава - занималась вопросами судопроизводства. Здесь председательствовал бургомистр, которому были подчинены пять лавников.
|
Магистрат располагал своей печатью с изображением лука. То была эмблема "города Киево-Подола" - ведь Магдебургское право охватывало именно Подол, где в основном были сосредоточены киевские мещане и ремесленники. На Подоле находилась и резиденция магистрата - городская ратуша. На рубеже XVII-XVIII веков на нынешней Контрактовой площади было возведено новое каменное здание ратуши (разобрано после пожара 1811 года), увенчанное башней с часами. Ратушу украшало кованое изображение покровителя Киева - Архангела Михаила, поражающего копьем змия. С тех пор дошли рассказы о том, что будто бы фигура Архангела Михаила каждый час ударяла копьем в пасть змия, а оттуда сыпались искры. Но едва ли это была правда. Ведь изображение Архистратига с ратуши сохранилось до наших дней и теперь экспонируется в Музее истории Киева. Никаких признаков механизма для ударов копьем там вроде бы не наблюдается.
Бюджет города состоял из различных доходных статей: рыночных сборов, пошлин с многочисленных судов, которые причаливали к подольскому берегу, платы за аренду городских домов и т.п. Но самые внушительные суммы поступали в городскую кассу от торговли вином, медом и пивом, на которую магистрат имел особую привилегию наравне с киевскими монастырями. Неудивительно, что нарушение этой монополии вызвало наиболее болезненную реакцию магистратских деятелей. В архивах сохранилась масса жалоб на то, что в ущерб магистрату гонят спиртные напитки на продажу то солдаты гарнизона, то живущие в городе казаки.
УВЕКОВЕЧИЛИ КОЛОННОЙ
|
Постепенно Магдебургское право представлялось все более архаичным. В 1785 году царица Екатерина II распространила на Киев общероссийское "городовое положение", чем практически перечеркнула его право на самоуправление. За магистратом оставили только судебную власть над мещанами и заведование ремесленными цехами.
Однако следующий император Павел I, который отменил многие распоряжения своей матери, по просьбе киевлян снова вернул нашему городу Магдебургское право. Да только царствование Павла продлилось недолго и закончилось, как известно, убийством императора в 1801 году. Киевское мещанство с тревогой ждало, как отнесется к его привилегиям новый монарх Александр Павлович. Наконец войт Рыбальский привез в Киев жалованную грамоту за подписью молодого царя! Весь город охватила бурная радость. Жители Киева собрали немалую по тем временам сумму - 10 000 рублей - и постановили установить монумент-колонну с надписью: "Усердием Киевского гражданства за утверждение прав древния сея столицы Всероссийским императором Александром I". Колонну воздвигли на том месте, где по преданию князь Владимир Святой крестил своих сыновей. Потому и получил первый киевский памятник, созданный архитектором Андреем Меленским, тройное название: "Памятник крещению Руси", "Нижний памятник Владимиру" и "Колонна Магдебургского права".
Так удалось киевлянам еще на какое-то время сохранить свою призрачную автономию, свои традиционные парады
19 января на Крещение и 14 августа на Маковея, когда торжественным маршем под пятнадцатью цеховыми и золотой магистратской хоругвями по улицам города выступало мещанское войско в составе двух тысяч пехотинцев и пятисот всадников. Но царь Николай I дознался, что магистратские деятели в Киеве допускают злоупотребления и растраты. Это стало последней каплей. В декабре 1834 года мать городов русских окончательно подчинили общеимперским законам. О старинных привилегиях с тех пор напоминали только музейные реликвии да колонна на берегу Днепра.
|
В ТЕМУ
Ведра водки для мэрии
За свой нелегкий труд отцы города выговорили себе изрядное материальное довольствие под названием "юргенс". В частности, глава магистрата - войт - ежегодно получал 100 ведер "горячего вина" (водки), столько же меда и пива, 100 колод соснового леса, 100 возов дров и прочее. Да еще сверх этого ему полагались дополнительные 10 ведер водки в подарок на Рождество и Пасху.