"Школа хороших манер" для журналистов
На единственном заседании за две недели парламент принял - правда, только в первом чтении - закон об уголовной ответственности за клевету. Строгость закона вызвала небывалый резонанс. Оскорбил честь и достоинство - плати до 17 тысяч гривен. Напечатал это в газете - окажешься под арестом на полгода. Обвинил в совершении тяжкого преступления - рискуешь загреметь за решетку на 8 месяцев. Назвал человека… ну, скажем, неприличным словом - будешь трудиться на благо Родины вплоть до 6 лет. Но не исправительные работы вызвали самое большое возмущение, а возможность получить реальный тюремный срок: 5 лет.
- Мы живем в обществе, где люди, не задумываясь, с трибун обвиняют других подчас в совершенно диких вещах, не отвечающих действительности. Человек, который занимается такими вещами сознательно, должен понимать, что все цивилизованные страны (более 90 процентов государств ЕС) имеют такую норму в законодательстве. Там, наверное, люди неглупые, - пояснил позицию своей фракции регионал Александр Ефремов. Согласившись, правда, что "кое-где" в законе наказание можно и смягчить.
В то, что новшество принимается "под депутатов", можно было бы поверить, если бы Рада сначала лишила себя неприкосновенности. А так под действие закона попали фактически все украинцы.
- Например, один сосед плохо сказал о другом. Тот услышал и сразу пошел прямиком в прокуратуру. Будет возбуждено уголовное дело со всеми вытекающими последствиями: допросами, обысками, изъятием личных вещей, вплоть до ареста, - пояснил "КП" директор Института медиаправа Тарас Шевченко. - Хотя больше всего при этом рискуют журналисты - если открыто дело, могут прослушивать их телефоны, изымать серверы и компьютеры, якобы для сохранения доказательств. Так их хотят "научить хорошим манерам".
По словам эксперта, за последние годы ни одна страна, кроме России (и вот теперь Украины), не ввела уголовное наказание за клевету. В ЕС идет обратный процесс - местные власти не злоупотребляют, а суды честны. Тогда как в странах с развивающейся демократией, уверен Шевченко, закон может использоваться во вред.
Когда Каддафи сравнился с Папой Римским
Чтобы понять, как обстоят дела с "дисциплиной" свободы слова в других странах, мы заглянули в их уголовные кодексы. Оказалось, за кривое слово и на Западе установлена ответственность. Самое жесткое наказание - в США: отдельные штаты за оговор могут посадить человека в тюрьму на срок до 10 лет.
- Но таких случаев не бывает. Судьи назначают штрафы, обычно - от 5 до 15 тысяч долларов, хотя максимальная сумма - четверть миллиона, - пояснил "КП" адвокат Андрей Чмиль.
Кстати, журналистов в США защищает множество законов. Они имеют право не раскрывать анонимный источник информации в суде, в их интересах действует билль о свободе мнений.
Во Франции максимальное наказание - пять лет тюрьмы. Но судьи либо закрывают такие дела за недостаточностью улик, либо обязывают нарушителя извиниться (или, если речь о журналисте, опубликовать опровержение). В сентябре один из судов Парижа вынесет решение по делу "Саркози против издания Медиапарт" - оно опубликовало документы о спонсорстве избирательной кампании экс-президента со стороны покойного Муаммара Каддафи в 2007-м. Журналисты обратились с "зеркальным" иском - ничего, мол, не подделывали. Скорее всего, дело попросту закроют.
Те же пять лет - и в Германии. Плюс немалые штрафы. Однако до суда дела предпочитают не доводить. Недавно из католической клиники уволили санитара за фривольную "сатиру" на Папу Римского, размещенную в личном блоге. Тот пошел в суд города Баден-Вюртемберг, но судья… признал его клеветником и подтвердил законность увольнения.
Очень суровые правила - как в США, 10 лет тюрьмы - предусмотрены в Китае. "Предохранителей", которые защищали бы журналистов, нет: сегодня в тюрьмах Поднебесной находятся десятки работников СМИ.
Наконец, летом в Азербайджане арестовали оппозиционного журналиста Гилала Мамедова, прославившегося на весь СНГ главной ролью в ролике-"мейхане" (традиционный напев) "Давай, до свидания!". Хоть его и обвинили в хранении наркотиков, друзья-правозащитники уверены, что виновата еще одна "мейхана": мол, пока президент Алиев тратит миллионы на Евровидение, песни становятся популярными за так. Оговор…
МНЕНИЕ
"На Западе судей уважают. У нас они априори виновны"
Клим Братковский, адвокат:
Сегодня предусмотрена гражданская ответственность за распространение недостоверной информации. Каждый имеет право обратиться в суд с иском о защите своей чести, достоинства и деловой репутации и требовать возмещение морального ущерба.
Журавский апеллируют к тому, что в некоторых демократических странах установлена уголовная ответственность за клевету. Но в таких странах к суду есть уважение, основанное на авторитете. В нашей стране суд его утратил. Презумпция невиновности в отношении судей и других чиновников не действует. Они априори виновны, пока не докажут обратное.