Потенциал - те, кто не определился
Последние социологические исследования показали, что новые политические партии активно завоевывают сторонников. Эксперты поясняют успех молодых политиков растущим запросом украинцев на приход в политику "новых лиц", а также разочарованием в "старых" политических партиях.
По результатом социологического опроса "Новый парламент: электоральные ожидания", который проводился Институтом исследований регионального развития Украины, новые партии - УДАР Виталия Кличко и "Украина - Вперед!" Наталии Королевской - активно завоевывают нишу так называемой третьей силы. Так, партию УДАР сегодня поддерживают 15,7% избирателей, а партия Наталии Королевской может рассчитывать на 6,5% голосов.
По словам руководителя социологических проектов Института Владимира Землякова, причиной высокого рейтинга партии Кличко во многом является период, за который проводилось исследование.
- Фактически опрос проводился с 1 по 8 сентября, когда Виталий Кличко готовился к бою, велась рекламная кампания, что могло оказать определенное влияние на рейтинговую ситуацию, - объясняет Владимир Земляков. Эксперт склонен считать, что причиной роста рейтинга Кличко стала его популярность и достижения как спортсмена.
Хотя, говорит он, и "старые" политические партии – Партия регионов и "Батьківщина" - будут представлены в парламенте, ведь они когда-то уже завоевали свой круг сторонников. Поэтому и сегодня, даже несмотря на разочарование украинцев в "старых" политиках, многие продолжают по инерции голосовать за них. По словам Землякова, лидером избирательной кампании по-прежнему является Партия регионов. Ей, если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, готовы отдать свой голос 23,8%. Оппозиционная "Батьківщина" набирает 14,6%. И серьезно укрепила свои позиции Коммунистическая партия - на сегодняшний день она получила 9,5% сторонников.
Что касается "новичков", то, по словам Владимира Землякова, у них еще есть шансы нарастить свои рейтинги.
- Многие избиратели боятся говорить о собственных симпатиях открыто, что, впрочем, не касается избирателей партии власти. У них социологическая картина останется неизменной, - говорит Земляков. - У оппозиционных же сил и новых политических проектов есть электоральный ресурс - 19% голосов. Чтобы им воспользоваться, нужно работать над повышенем явки на выборы, мотивировать избирателей прийти и проголосовать.
Активность после отпусков
Еще одно социологическое исследование провела компания "Нью Имидж Маркетинг Груп". Его результаты отводят партии УДАР Виталия Кличко 15,7% избирателей, а партии Наталии Королевской "Украина - Вперед!" - 6,5% голосов. Лидирует же и в этом опросе Партия регионов, у которой 23,7% избирателей. "Батьківщина" занимает второе место - по данным "Нью Имидж Маркетинг Груп", рейтинг оппозиционной партии составляет 14,6% голосов.
Комментируя данные социологов, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций, политтехнолог Алексей Голобуцкий отмечает, что украинский избиратель заинтересован в новых программах и приходе в украинскую политику новых лиц. А потому рост поддержки новых политиков закономерен.
- Закончилось лето – период отпусков, когда люди не очень интересовались политикой, не обращали на нее внимания. С приближением же выборов люди больше начали интересоваться предвыборными списками и программами партий, - подчеркивает Голобуцкий.
По мнению политолога, главный минус "старых" партий - в отсутствии новых идей и новых месседжей. Кроме того, трудно назвать новыми лицами тех политиков, которые представлены в Партии регионов и "Батьківщині".
- Все они хорошо знакомы избирателю, неоднократно проходили в парламент, но ситуация в стране кардинально не улучшалась. Все эти факторы, - считает Голобуцкий, - и послужили поводом для роста рейтинга новых политических сил.
- В случае с партией Наталии Королевской свою роль сыграла и подробная экономическая программа, и проект "Народный список", и ее поездки по регионам, - объясняет Алексей Голобуцкий.