Как рождаются слухи

Постоянная рубрика КП "Здравый смысл Андрея Гаценко"

Редактор отдела экономики КП Андрей Гаценко

В последнее время читал много мнений по поводу того, кто был виноват в недавней валютной панике. Естественно, свою руку к раскачиванию курса приложили финансовые эксперты и политики. Но главной движущей силой любой паники являются исполнители на местах. Расскажу вам забавную историю, которая произошла буквально вчера.

Итак, диспозиция на наличном валютном рынке спокойная. Уже две недели как долларов в обменниках полно и купить их можно без ограничений. Правда, стоит американская валюта 8,13-8,15 гривны, а не 7,99, как считает Нацбанк, и не 8,11 гривны, как обещают государственные банки. В принципе мы уже привыкли к такой разнице курсов и не считаем это чем-то из ряда вон выходящим.

И вот звонит мне один знакомый, уже в годах, и с волнением говорит:

- Валюту не продают, в банках даже на депозит не принимают.

- Стой, - говорю. - Давай подробнее. Что, где и как?

Оказалось,  в свое время он имел счастье оформить депозит в одном из государственных банков. Вчера у него закончился срок вклада в гривне. Пришел он переоформить его. Заметьте, не забрать вклад, а всего лишь переоформить. Однако он не смог это сделать, ведь взбрело в голову клиенту перевести свой депозит в валюту.

- У нас нельзя гривну положить на валютный депозит, - говорит девочка в кассе. - Или доллары давайте, или оформляйте вклад в гривне. А поменять мы вам не можем - такое распоряжение руководства банка.

Естественно, наши люди, особенно пожилые, воспринимают такое заявление как призыв к действию. Мол, бегите скупайте валюту, соль и спички… Так и рождаются слухи.

Хотя на самом деле все спокойно можно купить на 3 копейки дороже. При этом, на мой взгляд, в такой ситуации виноват именно чиновник из банка, который издал это распоряжение. Ведь пожилому человеку очень сложно снять деньги в одном банке, потом купить валюту в другом  и снова вернуться в первый для оформления депозита. Думаю, даже молодой вкладчик покрутит пальцем у виска на такое предложение. Вот так за три копейки и теряют доверие банкиры. И все дело аж в трех копейках, которые кому-то покоя не дают.