В Одессе гоняющих водителей маршруток будут наказывать через спутник

Перевозчики устанавливают на автобусы GPS-навигаторы

Чиновники вместе с перевозчиками создали несколько интерактивных карт маршрутов, на которых в режиме онлайн перемещаются автобусы.

Общественный транспорт постепенно переходит на новые стандарты обслуживания. Как уже писала "КП", для контроля за графиком движения маршруток, в качестве эксперимента на десяток автомобилей установили GPS-навигаторы разных систем, чтобы проверить эффективность их использования. Практика оказалась на редкость удачной – и теперь перевозчики ильичевского, измаильского и овидиопольского направлений оснастили системами GPS свой транспорт.
– Нас, как и владельцев фирм, серьезно беспокоит скорость, с которой шоферы ездят по трассам, ведь нарушения могут привести к серьезным авариям, – рассказал "КП" начальник областного управления транспорта и связи Александр Илько. – Кроме того, новые приборы позволяют узнать, когда транспорт используется в личных целях.
 
Гонять стали меньше
Система работает довольно просто – спутник считывает данные с устройства и выводит их в режиме реального времени на экран компьютера. Контролировать водителей можно даже через телефон в любом месте, где есть Wi-Fi. Для удобства слежения чиновники вместе с перевозчиками создали несколько интерактивных карт маршрутов, на которых в режиме онлайн перемещаются автобусы пригородных направлений. При этом фиксируется номер каждой маршрутки, а также скорость, с которой она движется.
– Нововведение уже помогло запечатлеть не одно нарушение, что упростило нам работу, – добавляет Александр Илько. – Владелец предприятия теперь в течение минуты может узнать точное положение каждого "борта" и его скорость.
После внедрения устройств на маршруте Одесса – Ильичевск водители стали гонять в два раза реже. Все нарушения в движении программа заносит в специальный файл, данные которого используются при "разборе полетов". Вести учет графика движения машин с помощью контроллеров очень сложно, поэтому владельцы и заинтересованы в том, чтобы модернизировать транспорт. Правда, особо недовольные нововведениями работники уже несколько раз пытались вывести умные приборы из строя.
В ближайших планах управления – оснастить областные автостанции ЖК-мониторами, где пассажиры смогут видеть местоположение нужного автобуса. Полностью компьютеризировать маршруты закончат через полтора года, а все расходы берут на себя фирмы-перевозчики. Бизнесмены постарались подобрать оптимальный вариант: датчики, которые вскоре будут на каждом автобусе, производит одесская компания "Украинские навигационные системы".
– На сегодняшний день стоимость оборудования вместе с установкой составляет 1600 гривен, – поясняет вице-президент Одесской ассоциации автоперевозчиков Дмитрий Жеман. – Мы уже установили порядка двух сотен приборов, и каждый день к ним прибавляются две-три машины.
До конца года GPS-навигаторами оснастят полтысячи автобусов, что составляет четверть автопарка Одесской области. Установят и датчики контроля расхода топлива, который позволяет сократить потребность в горючем на 20-30%. Устройство также фиксирует места сливов и заправок, а также реальный объем использованного и количество слитого топлива. Кроме того, начальство может в любой момент с телефона или через Интернет при необходимости заблокировать двигатель и заглушить автомобиль.
Водители стали гонять в два раза реже.
Из бюджета – полтора миллиона
Пытаются не отставать от областных и городские предприятия. Чиновники уже провели тендер на покупку и обслуживание 400 GPS-навигаторов для коммунального транспорта. Причем такими устройствами оснастят не только трамваи и троллейбусы, а и ремонтные машины.
– Коммунальщики смогут регулировать интервал движения транспорта, расход бензина. На основании этого мы также намерены провести реорганизацию существующей маршрутной сети, – объясняет начальник департамента транспорта горсовета Павел Стерлядов.
Местные власти потратят из казны на технические новинки 1,4 млн. грн., т.е. средняя цена GPS-навигатора составит 3,5 тыс. грн. Чиновник уверен, что затраты с лихвой окупятся через полтора года.
Оборудование транспорта навигаторами завершится до конца года, а уже в следующем горсовет планирует разместить на остановках такие же интерактивные терминалы, как и в области. Маршрутчики присоединяться к городской инициативе пока не спешат, а общественники воспринимают ее несколько критически.
– Устанавливать график прибытия маршрутки на каждую остановку в условиях отсутствия дорожной разметки, неработающих светофоров и прочего хаоса нереально, – считает лидер "Общественного контроля" Сергей Дубенко. – Это все равно что заколачивать супергвозди супермолотком в гнилые доски.