Кинорежиссер Тимур Бекмамбетов: Бюджет моего дебюта в Голливуде - $70 миллионов!

Создатель первого российского международного хита «Ночной Дозор» рассказал «Комсомолке» о своих новых проектах

Создатель первого российского международного хита «Ночной Дозор» рассказал «Комсомолке» о своих новых проектах

Тимура Бекмамбетова - самого востребованного на Западе российского режиссера - мне не без труда удалось отловить на вечеринке после международной премьеры «Дневного Дозора» на Берлинском кинофестивале. Между прочим, о резонансе картины и о том, какие ставки делает на нее мировая киноиндустрия, можно судить по вечеринке в ее честь. Приемы по поводу российских фильмов на заграничных фестивалях, как правило, посещают члены съемочной группы и знакомые им российские же журналисты. Встретить представителя солидного зарубежного издания, деятеля кинобизнеса или, прости Господи, настоящую западную звезду на них практически нереально. Вечеринки же по поводу обоих «Дозоров» проходили - с интервалом в год - в двух самых модных клубах Восточного Берлина. Присутствовали все самые деятельные зарубежные кинокритики (немцы все говорили о «руссише Матрикс», сравнивая «Дозоры» с «Матрицей»). Были звезды уровня Лиама Нисона («Список Шиндлера») и Сэма Нила («Парк Юрского периода»). Бекмамбетов ненадолго появился, окруженный свитой продюсеров, агентов и адвокатов. В разговоре с ним ко мне присоединилась австралийская охотница за знаменитостями Хелен Барлоу. С бойкой Хелен, постоянно проживающей в Париже, я регулярно сталкиваюсь на интервью с суперзвездами, и то, что ей позарез оказался нужен Тимур, - само по себе показатель.

Энергетический вампиризм и черная магия

- Вы были удивлены коммерческим успехом «Ночного Дозора»?

- Ничуть! Я же 15 лет снимал рекламу. Все это время у меня был прямой контакт с публикой. Каждый день я получал от нее обратную реакцию, потому что ролики были очень успешными.

- Хм! - вставляет Хелен, не догадывающаяся о существовании банка «Империал».

- А когда у тебя такой контакт с публикой, ты уже не можешь без этого жить, - на недурном английском продолжает Тимур. - Это как наркотик. Излечиться нельзя. Хочется говорить с большой аудиторией. Это касается не только меня, но и моих продюсеров - руководителей главного российского телеканала. Им тоже нравится, когда люди на улицах обсуждают наш фильм. Мне нужна эта энергия. Я ею питаюсь. Она для меня реальна - я ее слышу и вижу.

- Вам нравится «Матрица»? Ее, между прочим, в Австралии снимали! - не без гордости заявляет Хелен.

- Мне нравится обычная повседневная жизнь. В ней можно найти массу всего интересного. Совершенно необязательно что-то выдумывать, надо просто оглянуться и увидеть.

- А ваш отель «Космос»! - не унимается Хелен. - Он, вероятно, для вас метафора. Понимаете, что я хочу сказать? Что для вас он намного больше, чем отель.

- Этот отель стоял, сколько я себя помню. Его построили к Олимпийским играм, а потом он стал очень мрачным местом, потому что там полюбили собираться торговцы наркотиками, мафия и представители шоу-бизнеса. В Москве полно современных красивых зданий, но они по-настоящему еще не стали нашей реальностью. Мы в них еще не «живем». Россия находится в стадии перехода. И идея нашего фильма - применить к советской уходящей фактуре язык американского кино.

Но, когда вы спрашиваете меня о фильме, мне очень трудно вам что-то объяснить. Это почти невозможно. В любом случае я не критик, чтобы объяснять. Главный предмет фильма - черная магия. Но дело не только в сюжете, в котором ведьма зомбирует Антона, чтобы он убил своего сына. Это еще и мой режиссерский метод. Поэтому, когда вы спрашиваете, что это значит, я и сам не знаю. Черная магия существует в реальной жизни, но не поддается объяснению.

«Американцы дают слишком много денег»

Реакции и вопросы Хелен - хороший показатель отношения западной аудитории к «Дневному Дозору», который выходит в прокат в Америке 1 июня (премьера в европейских странах намечена на осень). Международная версия картины, впервые представленная в Берлине, несильно отличается от оригинала: сокращена лишь сцена празднования дня рождения Егора в пресловутой гостинице «Космос». Что и понятно: зарубежного зрителя, вероятно, не слишком прельстят виды деятелей российского шоу-бизнеса, в обилии представленных в этой сцене. Но в отличие от «Ночного Дозора» (из западной версии которого, в частности, ушла вся роль Гоши Куценко и эпизод с втянутым в воронку самолетом) ни один персонаж, ни одна сюжетная линия «Дневного…» вырезана не будет.

- Как у казаха, у вас, вероятно, какой-то свой взгляд на Россию, - делится своими соображениями Хелен, несколько минут назад узнавшая от меня о том, что Тимур родом из Казахстана. - Русский, быть может, по-другому снял бы «Дневной Дозор».

- Не знаю. Я не вижу большой разницы. Я из большой страны под названием Советский Союз. Но и из Казахстана, конечно, тоже. Мы там все кочевники. Наверное, потому мне и нравится путешествовать. Мне легко дается работа в разных странах.

- Самое время спросить о голливудской картине, которую вы сейчас делаете.

- Да. Сейчас у нас подготовительный период. Съемки начнутся в апреле. Это большой фильм под названием Wanted («Разыскивается»). По масштабам и размаху он… почти как Советский Союз. (Смеется.) Бюджет такой огромный, что я даже не знаю, что с ним делать. Денег американцы дают, по-моему, слишком много. Мне кажется, в этом нет смысла! Я ведь в России сам продюсирую свои фильмы и знаю, о чем говорю. Я понимаю, что они ТАК работают, но не могу это принять.

- Сколько стоило производство обоих «Дозоров» и какой бюджет у вашего голливудского дебюта?

- Бюджет «Ночного Дозора» - 1,8 миллиона долларов, «Дневного» - 4,2 миллиона, а американской картины - 70 миллионов. Мне тяжело даже представить себе эту сумму.

- Кто будет сниматься в картине?

- Морган Фримен («Семь») и очень талантливый молодой шотландский актер Джеймс МакЭвой, который прославился номинированным на «Оскар» фильмом «Последний король Шотландии». Ну и одна очень красивая девушка. Точнее, актриса.

В Берлине Бекмамбетов еще не признавался, что этой «девушкой» станет Анджелина Джоли. По сведениям из главной кинематографической газеты Variety, она согласилась сыграть в картине после того, как сценарист фильмов о похождениях Лары Крофт переделал под нее сценарий. Как говорят, и Брэд Питт, и Анджелина - большие фанаты бекмамбетовских «Дозоров». Но звезды будут блистать не только перед камерой: декорации к картине соорудит сам Джон Майр, дважды оскаровский лауреат за «Чикаго» и «Мемуары гейши». Поговаривают также, что в картине найдется место и для российских актеров - скорее всего, тех, с кем Бекмамбетов уже поработал на первом и втором «Дозоре». Релиз фильма намечен на 28 марта 2008 года.

И целого мира мало

Сюжет американского дебюта Бекмамбетова заверчен вокруг парня (МакЭвой), неожиданно узнавшего, что его пропащий отец: а) был наемным убийцей; б) сам убит. Понятно, что ему ничего не остается делать, как самому пойти по следам папаши. К выполнению ответственной миссии его готовит ветеран Морган Фримен под началом Анджелины Джоли, играющей босса международной организации наемных убийц.

- Wanted будет чем-то похож на «Дозоры», но куда больше по размаху, - рассказывает Тимур. - Сценарий написан по мотивам графического романа (или попросту комикса) Марка Миллара, очень интеллигентного шотландского художника. Я снимаю его для компании «Юниверсл», но вся компьютерная графика будет делаться русскими умельцами - теми, кто так великолепно проявил себя на обоих «Дозорах». Натурные съемки пройдут в Праге и Чикаго.

- А что же третья часть сериала, «Сумеречный Дозор»?

- Пока я снимаю другой фильм. А насчет голливудского сиквела «Дневного Дозора» пока все еще идут переговоры между руководством Первого канала и кинокомпанией «Двадцатый век - Фокс». В перерыве между «Дозорами» я успею снять другую картину.

На самом деле даже не одну. Как утверждает Hollywood Reporter, в обстановке строгой секретности Бекмамбетов уже снял для того же Первого канала продолжение культовой новогодней сказки Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Сам Бекмамбетов и его продюсеры наотрез отказываются говорить об этом проекте: картина просто обязана стать очередным рождественским сюрпризом для русскоговорящей публики всего мира. Впрочем, ее неустанно стремящемуся расширять свою аудиторию Бекмамбетову, как видно, уже мало.

КСТАТИ

Два Тима

Западные поклонники Тимура Бекмамбетова давно называют его русским Тимом Бертоном. Неудивительно поэтому, что однажды два Тима встретились, признались в любви к творчеству друг друга и решили поработать на каком-нибудь совместном проекте. Таковым станет полнометражная картина «9», которую в технике трехмерной анимации снимет режиссер Шейн Акер по мотивам собственной номинированной на «Оскар» короткометражки. Героев этой постапокалиптической фантазии, своеобразной версии «Терминатора», будут озвучивать Дженнифер Конноли, Элайджа Вуд, Джон Си Райли, Мартин Ландау. А Бертон и Бекмамбетов выступят ее продюсерами.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Тимур БЕКМАМБЕТОВ родился 25 июня 1961 года в городе Гурьев, Казахстан. Учился в Московском энергетическом институте, окончил факультет живописи Ташкентского театрально-художественного института. С 1989 года работает в рекламе. Самые известные клипы - банка «Империал».

Поставил фильмы «Пешеварский вальс», «Гладиатрикс» (последний для известного независимого продюсера Роджера Кормана). С постановкой картины «Ночной Дозор» вошел в высшую лигу мировой кинорежиссуры.