"Надежный и устойчивый" избиратель жаждет перемен
Кроме "грандов" украинской политики в парламент VII созыва пройдут несколько новых партий. Таковы результаты социологического исследования компании "Нью Имидж Маркетинг Груп", проведенного в начале сентября*. "КП" выяснила, с чем связано желание украинского избирателя видеть в Верховной Раде "свежие" лица и идеи.
Соцопрос показал, что примерно четверть опрошенных готовы поддержать Партию регионов. Чуть меньшее количество избирателей - примерно каждый пятый - проголосует за оппозицию. В этом сенсации, безусловно, нет. А вот следующие "фигуранты" списка вызывают интерес: политический проект Виталия Кличко УДАР готов поддержать каждый десятый украинец, чуть меньше готовы голосовать за коммунистов - это, по утверждению экспертов, консервативный электорат КПУ. Также в Раду проходит партия Наталии Королевской "Украина - Вперед!" (см. таблицу).
Примечательную тенденцию нынешних выборов - рост популярности новых политсил, партий Виталия Кличко и Наталии Королевской, - эксперты склонны объяснять несколькими причинами. Первая, по мнению председателя правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, заключается как в личной популярности лидеров этих партий, так и в разочаровании в "старых", консервативных, политсилах.
- Но если партия Кличко работает в роли новой оппозиции, то партия Королевской сознательно уходит от политических разборок и межпартийных конфликтов. Судя по всему, такое неконфликтное позиционирование, такой политический конструктивизм вызывает симпатии части избирателей и дает шансы партии Королевской на успех, - считает Фесенко.
А Олег Синаюк, директор "Нью Имидж Маркетинг Груп", проводившей исследование, утверждает, что именно партиям "Украина - Вперед!" и УДАР удалось привлечь на свою сторону самого надежного и устойчивого избирателя. В этом выразился растущий интерес украинцев к новым политическим силам.
"Гранды" времен Кучмы уходят из политики
Вторая причина взлета рейтингов партий-"новичков" - в качестве их списков. Эксперты отмечают, что высокие показатели Кличко и Королевской поясняются новыми лицами, которые идут в парламент под партийными знаменами. А в случае "Украины - Вперед!" немаловажную роль играют еще и экономические инициативы.
- Электоральные группы молодых политических сил - УДАРа Виталия Кличко и "Украина - Вперед!" Наталии Королевской - более удовлетворены списками своих партий, поскольку кризисные процессы, развивающиеся в стране, требуют радикальных перемен и новых людей, способных их реализовать, - убежден политолог Дмитрий Громаков.
В то же время, по мнению эксперта, базовые игроки в лице Партии регионов, "Батьківщини" и КПУ не смогли предложить людям ни новых идей, ни новых ориентиров для государства или правил сотрудничества между политическими силами, которые могли бы обеспечить стабильность в Украине.
Громаков прогнозирует, что политические команды, которые сформировались при президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко, близки к тому, чтобы покинуть украинскую политику. Эксперт констатирует, что поддержка прежних, "отработавших свое" политиков со стороны избирателей постоянно падает, ведь они не могут адекватно оценить современные угрозы и вызовы для Украины.
- Если сравнить списки старых политсил с УДАРом и "Украина - Вперед!" - то это две различные группы партий со своим лицом и устоями. Молодые партии более консолидированы, их электорат только складывается. И желание перемен перевешивает качественные показатели списков старых политических сил, - объясняет Громаков причины растущей популярности новых политических сил.
Те же партии демократического толка, которые еще недавно составляли большинство в Верховной Раде, понемногу сходят на нет - в "проходную" часть рейтинга не попала большая часть небольших "посторанжевых" сил, в которых, по мнению экспертов, избиратели разочаровались еще несколько лет назад.
Упор - на экономику и качество списков
Свежий взгляд на извечные украинские проблемы, отраженный в избирательных программах, - еще одна причина взлета партий Кличко и Королевской. Так считает замдиректора Агентства моделирования ситуаций политолог Алексей Голобуцкий. Он убежден, что партии смогли-таки донести до украинцев свои инициативы - с приходом осени интерес к программам увеличился.
- Закончилось лето - период отпусков, когда люди не очень интересовались политикой, не обращали на нее внимания, - говорит Голобуцкий. - В предложениях большинства политсил, давно представленных в политике, избиратель не увидел ни новых идей, ни новых месседжей. А тех людей, которые были включены в списки политических сил, представленных в парламенте сегодня, вряд ли можно назвать новыми лицами. Все они хорошо знакомы избирателю, поскольку неоднократно приходили в парламент, однако ситуация в стране кардинально не улучшалась.
В случае с "Украина - Вперед", по мнению эксперта, большую роль сыграли частые поездки Наталии Королевской по регионам. Еще один фактор - заострение экономической проблематики. В программе этой партии подробно изложена модель развития страны, а избиратели, озабоченные вероятным приходом кризиса, считают это важным элементом будущей работы депутатов в Раде. Различные опросы показали, что граждане обеспокоены прежде всего не политической борьбой, а состоянием экономики - ценами, зарплатами, пенсиями, возможностью сохранить бизнес.
- Конечно же, на настроение избирателей повлиял экономический кризис, рост курса доллара, повышение стоимости бензина. Это ощутимо задело интересы среднего класса, - отмечает глава правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
По словам эксперта, на этом фоне и проявилась усталость избирателя от старых политиков и отсутствия четких программ действий. Черненко считает: чтобы удержать позитивную динамику рейтинга, новым политсилам необходимо доносить свою экономическую программу людям, встречаться с ними и предлагать пути выхода из сложившейся в стране ситуации.
КСТАТИ
Согласно результатам опроса, каждый пятый опрошенный (19,7%) заявил, что на данный момент не определился с выбором. По мнению экспертов, это означает потенциальный прирост для новых политических партий - ведь если избиратель колеблется в своем выборе, велика вероятность, что он решит сделать его в пользу свежих идей.