Институт криобиологии завалили отходами
Еженедельно из Харькова вывозят около тысячи кубометров мусора, собранного на стихийных свалках. Дергачевский и Роганский полигоны не успевают пополнять – свежие мусорные кучи вырастают буквально на глазах.
- Их везде хватает, но объемных свалок в несколько сотен кубометров больше всего в Ленинском и Фрунзенском районах, - вздыхает директор координационного центра ООО "Харьков-Экоресурс" Константин Кальницкий. – Есть такие места, которые ни к кому не относятся, к примеру, местность за Институтом криобиологии, ближе к лесу – ничейная, и свалки там неимоверные.
Больше всех грешат жители частного сектора. В этих микрорайонах избавиться от гор отходов фактически невозможно. Но Кальницкий признается: бороться с несанкционированными свалками в последние годы стало легче.
- Руководство города выделяет деньги на вывоз такого мусора, но это ведь не разовая акция, многие свалки возникают постоянно, мы вывозим – люди снова набрасывают, - сокрушается Константин Алексеевич.
К свалкам приставят бывших милиционеров
Смердящие кучи чаще всего обнаруживают местные активисты и председатели уличных комитетов, призывают в помощь милицию и, если кого-то удается поймать на горячем, выписывают штраф. По словам Кальницкого, проблема в том, что поймать за руку виноватого – дело непростое. Для этого нужно в буквальном смысле приставить к мусоркам дежурных. Причем такая идея показалась экозащитникам не самой утопичной.
- Мы хотим набрать группу из бывших сотрудников правоохранительных органов, наделить их полномочиями на составление админпротокола и дать право ловить злостных нарушителей, - озвучивает задумку Константин Алексеевич. – Бригада начнет работать, когда ее функции и полномочия утвердят на сессии горсовета.
Нерях оштрафуют по полной
Если идею спецбригады воплотят в жизнь, привычка мусорить может влететь в копеечку. Вместо законных 9 гривен в месяц с человека за вывоз бытовых отходов придется заплатить несколько сотен, а то и тысяч гривен.
- Сумма зависит от того, где и сколько мусора человек высыпал, в среднем от 352 до 1567 гривен, - объясняет Константин Кальницкий. – Ведь есть разница: человек выбросил мешок мусора или выгрузил самосвал отходов. При этом ясно, что машину мусора он везет не из своего дома, а зарабатывает на этом, не заплатив за утилизацию. Хотя 90 % нарушителей - жители частного сектора, которые не хотят заключать договоры и платить за вывоз мусора.
В тему
Спецбригады – это панацея
Зампредседателя организации "Зеленый фронт" Олег Перегон считает введение спецбригад чуть ли не панацеей. Дескать, экологических инспекторов на весь город не наберешься, а участковым и своих дел хватает.
- В цивилизованных странах такие отряды давно существуют, а у нас тратится масса государственных денег на устранение проблемы, - говорит Олег. - А если посчитать ущерб – это миллионы гривен, которые должны городу проштрафившиеся, но зачастую их никто не ищет. А ведь на мусоре можно и зарабатывать. К примеру, в пригородном селе Терновая активистка "Зеленого фронта" самостоятельно ввела систему раздельного сбора мусора. Пластик сдали, заработали на нем и купили всем детям мороженое. Весь мир на этом зарабатывает, а у нас отходы валяются на улицах и отравляют окружающую среду.