ЗДЕСЬ ОХОТИЛИСЬ НА МАМОНТОВ
Название Юрковица едва ли на слуху у большинства киевлян. Так именуется историческая возвышенность над частью Подола. Чтобы было нагляднее: когда мы едем на Куреневку по улице Фрунзе, то сначала по левую руку видим склон летописной Щекавицы, а после ложбины, в которой пролегла Нижне-Юрковская улица, начинается и тянется до самой Куреневки Юрковица.
Некоторые историки предполагают, что это не что иное как "гора Хорива" - Хоревица, известная из предания о трех братьях - основателях Киева. На этот счет, правда, среди ученых нет единодушия: многие традиционно считают Хоревицей Замковую гору. Что же касается названия "Юрковица", то возвышенность получила его, насколько известно, от одноименного пруда и ручья, но оно не особенно древнее. Возможно, Юрков пруд, от которого теперь мало что осталось, "окрестили" по имени давнего владельца Юрия. Кроме того, некогда голый глинистый склон Юрковицы давал повод называть ее, как и некоторые другие киевские холмы, Лысой горой. Теперь, однако, этот склон зарос деревьями и кустами.
Чем же знаменита Юрковица? Археологи ответят, что это едва ли не самая давняя из населенных местностей нынешнего Киева. Прежде всего, именно под склоном Юрковицы еще в конце XIX века ученый-исследователь Викентий Хвойка обнаружил остатки первобытной стоянки, существовавшей примерно 20 тысяч лет назад. От старого названия улицы Фрунзе - Кирилловская - ее так и назвали Кирилловской стоянкой. Она показала, что люди каменного века - говоря научным языком, верхнего палеолита - обитали в жилищах из костей и шкур мамонтов. Похоже на то, что они ухитрялись загонять громадных мохнатых животных в расселины, которыми до сих пор богат склон Юрковицы, а потом добивали рухнувших мамонтов. Им не чужды были и художественные интересы: среди находок Кирилловской стоянки - бивни, покрытые необычными резными орнаментами...
Судя по другим археологическим следам, на верхнем плато Юрковицы существовало поселение-городище, возникшее примерно за три столетия до новой эры, в пору так называемой зарубинецкой культуры. Возродилось оно и в эпоху Киевской Руси. Близ нынешней улицы Фрунзе стояли древнерусские каменные храмы. Под Юрковицей действовал Киево-Иорданский монастырь, на склоне горы было кладбище, здесь же бил чудотворный источник (уже в наше время в ложбине Юрковицы над ручейком выстроили новый Николо-Иорданский храм).
|
ПОЛЯНКА В ЧЕСТЬ ОКОЛОТОЧНОГО
Прошли столетия, и Юрковица превратилась, по сути, в задворки Киева. Жить у ее подножия было неудобно из-за частых наводнений, а верхняя территория у склона оказалась вдалеке от проезжих путей. Часть ее заняли кварталы Татарки, куда переселились еще в середине позапрошлого века несколько семей волжских татар. Кромка горы была в закоулках неказистых усадеб обитателей Татарки.
|
Представители городских властей обычно не казали сюда и носа. Царем и начальником над обитателями Юрковицы был полицейский околоточный надзиратель. Долгое время эту должность тут занимал некто Антифеев. Он сумел извлечь выгоду из своего статуса. Желающие обзавестись клочком земли и выстроить на ней домик могли прийти к нему с умеренной мздой и беспрепятственно занимать участок за участком. В итоге тут возник целый квартал самочинных поселений или, как их называли, "полянка". Обитателями "полянки" стали по меньшей мере полтораста семей.
Со временем киевская мэрия все же обратила внимание на эту окраину. Городской землемер прибыл сюда с планом на "пустопорожний участок" и с немалым удивлением обнаружил застроенные территории! Но теперь уже поздно было что-либо доказывать. Гражданское законодательство Российской империи предусматривало право владения по давности: если кто-то пользовался недвижимостью более десяти лет и никто ее не оспорил в судебном порядке, то земля переходила в собственность пользователя. Так что жители "полянки" преспокойно обзавелись документами на свои участки, а их улицу нанесли на карту города. Выразив свою признательность благодетелю-околоточному, обитатели назвали улицу Антифеевской. Потом, правда, ее переименовали просто в Старую Поляну - так она называется по сей день.
|
Фото автора.
ВОПРОС РЕБРОМ
Кто раздает археологический памятник?
Давняя застройка Юрковицы не поражала красотой. Двухэтажный кирпичный дом был тут редкостью - возводились большей частью одноэтажные избенки. Даже приходской храм Святого Макария на Старой Поляне был собран из дерева.
Многие здешние домишки пошли под снос, жителей расселили в типовые новостройки. Но недавно на бывшие задворки пришли другие застройщики и совсем с другим достатком. И вкусы у них куда более изысканные, нежели у бедноты с Антифеевской полянки. Зато образ действий что у прежних жителей Юрковицы, что у новых, по сути, не меняется.
Речь вот о чем. Как мы уже отметили, недра Юрковицы хранят следы человеческого пребывания с незапамятных времен. Три года назад, в сентябре 2009-го, Кабмин включил территорию городища и захоронений на этой горе в реестр памятников археологии национального значения. Заманчиво было бы провести тщательное обследование ее незастроенных мест, но это не так просто. Ведь, к примеру, культурный слой Кирилловской стоянки залегал на 20-метровой глубине.
Между тем незастроенная Юрковица стремительно сокращается. Буквально за последние два года в древнем городище на околицах четной стороны улицы Отто Шмидта (бывшей Верхней Юрковской), совсем близко от Старой Поляны, была сооружена целая вереница "хатынок", образовавших новую "полянку"! Причем застройщики демонстрируют "обоснования" от Департамента по охране культурного наследия при Минкульте, в которых, по сути, им дают добро на строительство коттеджей. Правда, при условии предварительного археологического обследования территории, но кто ж это проверяет?! А общественность, которая, по идее, должна контролировать состояние памятника национального значения, узнает обо всем постфактум...
Поневоле приходит мысль: не для того ли присвоили территории горы национальный статус, чтобы теперь ее "крышевал" департамент Минкульта? Ведь именно с этого момента ведется бурная застройка задворков Юрковицы. Так что на карту города уже можно наносить "Новую Антифеевку". Интересно, чье имя предложат увековечить ее обитатели?