В юности Малевич разрисовывал хаты под Харьковом

Жители села Пархомовка утверждают, что именно они привили знаменитому художнику любовь к искусству

Жители села Пархомовка утверждают, что именно они привили знаменитому художнику любовь к искусству

Вчера исполнилось 72 года со дня смерти автора известной картины «Черный квадрат». К работе, прославившей Малевича на весь мир, искусствоведы и художники до сих пор относятся неоднозначно. Из черных пятен-квадратов состоит и биография мастера. Например, только десятки лет спустя удалось документально подтвердить, что свои юношеские годы Малевич провел в небольшом селе Пархомовка Краснокутского района Харьковской области. Именно там он впервые и взял в руки кисть.

Художник сам ввел всех в заблуждение

Пархомовка - обычное украинское село с живописным водоемом, на берегах которого стоят аккуратно побеленные хаты. Но вот люди здесь удивительные. Многие отлично рисуют, неплохо разбираются в живописи и прекрасно знают историю своего края. Пархомовцы уверены, что именно в их селе прожил пять лет Казимир Малевич.

- В послевоенные годы, когда о нем много писали и говорили, мой папа рассказал мне, что этот художник провел свою юность здесь с родителями, - вспоминает жительница села Татьяна Ивановна.

- Дело в том, что Малевич сам ввел биографов в заблуждение, - уверена заведующая Пархомовским историко-художественным музеем Елена Семенченко. - Он написал, что этот период его жизни прошел в Пархомовке, но не уточнил в какой. Потому все искусствоведы и исследователи-биографы думали, что он имел в виду одноименное село, расположенное под Киевом. И лишь недавно киевскому ученому Дмитрию Горбачеву удалось доказать: исследователи художника на протяжении десятков лет ошибались.

Горбачев изучал переписку Малевича и нашел фотографии, под которыми стояло: «Харьковская губерния». А главное, доказал, что отец Казимира Северин Малевич вообще не мог жить в киевской Пархомовке и заниматься своим делом - сахароварением, потому что там просто не было сахарного завода.

Первый рисунок - петушок на стене

Именно из-за сахарного завода и переехали Малевичи в Харьковскую губернию. В 1890 году Павел Харитоненко взялся реконструировать производство в селе Пархомовка, для чего зазвал к себе лучших мастеров со всей Российской империи. Среди них оказался и отец Казимира, который считался первоклассным сахароваром.

- Предполагается, что семья Малевичей поселилась в домике управляющего, который и сейчас находится на территории завода, - говорит заведующая. - Казимира отдали в пятиклассное сельскохозяйственное училище. Отец мечтал, чтобы сын освоил его ремесло. Сельхозучилище, по сути, стало первым системным образованием художника, а до того он время от времени занимался дома с разными педагогами.

К сожалению, все архивы училища сгорели во время войны. Но в Пархомовке жил человек по фамилии Дубинка, который много лет проработал на заводе. Так вот он вспоминал, что с 1890-го по 1895 год учился с сыном управляющего, поляком со странным именем Казимир. По словам Дубинки, был он самым обычным подростком.

Сегодня обитатели Пархомовки с удовольствием пересказывают услышанные от родителей легенды. Как, например, Малевич сбегал с уроков и мчался на край села, чтобы посмотреть, как бабы белят свежей известью хаты. А потом выводят на них самодельными кисточками из конского волоса причудливые узоры.

- Спустя много лет Казимир напишет в автобиографии, что получил в Пархомовке мощный толчок к занятиям искусством, насмотревшись, как женщины расписывают стены, печи, ставни, изображая диковинных животных, причудливые цветы, разнообразные орнаменты. И однажды, взяв в руки кисть, сам нарисовал в углу свежевыбеленной хаты яркого петушка. Так юноша определился со своим жизненным призванием.

После того как в 1895 году семья Малевичей уедет из Пархомовки, Казимир убедит отца не настаивать, чтобы он продолжал учиться ремеслу сахаровара, и поступит в Киевскую художественную школу. Затем - в Московскую академию искусств.

Тайна картины «Супрематизм-65»

В Пархомовском художественном музее хранится работа Казимира Малевича - рисунок чуть больше обычного офисного листа, выполненный акварелью. Называется он «Супрематизм-65». Точно известно, что подарил его основатель музея Афанасий Лунев. А вот о том, откуда у него самого эта картина, Лунев распространяться не любил. Поэтому история появления весьма дорогого экспоната - по самым скромным оценкам, стоящего десятки тысяч долларов - обросла гипотезами, одна другой невероятней.

- Нам, своим ученикам, Афанасий Федорович никогда не признавался, где взял работу Малевича, - вспоминает Елена Семенченко. - Хотя мы неоднократно интересовались. Наверное, были у него причины хранить тайну. Может, это подарок самого Малевича, ведь Лунев дружил со многими живописцами. Возможно, презент от какого-то столичного музея - с ними у Афанасия Федоровича тоже были налажены контакты.

В селе же охотно пересказывают свою версию появления в экспозиции «Супрематизма-65». Мол, Лунев собирал картины и старинные предметы. А его ученики после войны ходили по хатам и выменивали у людей ценные для музея вещи. Вот так однажды и нашли они на чердаке служебного помещения при сахарном заводе рисунок Малевича, весь в пыли. Картину, больше похожую на иллюстрацию к учебнику геометрии, они принесли учителю. И тогда Афанасий Лунев, который хорошо разбирался в искусстве, предположил, что нарисовал ее Казимир именно у нас, в Пархомовке.

Увы, это лишь красивая легенда, ведь к супрематизму Малевич обратился спустя много лет после того, как уехал из Пархомовки.

БЫЛО ДЕЛО

Воплощенный идеал «Черного квадрата»

- Свою самую известную работу художник нарисовал в 1913 году, когда идеи основанного им движения - супрематизма - полностью окрепли, - рассказывает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина. - Секрет успеха картины в том, что именно в «Черном квадрате» Малевич воплотил главную мысль созданного им направления - стремление к идеальному искусству. «Черный квадрат» с его прямыми линиями и стал таким искусством как итог размышлений Малевича.

Я иногда шучу, что, может быть, именно в Украине, насмотревшись на черные куски чернозема, Казимир и создал свою знаменитую картину.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Казимир Малевич (1878 - 1935). Русский художник, один из основателей геометрического абстрактного искусства. В 1913 году начал писать абстрактно-геометрические картины в стиле, который он сам придумал и назвал супрематизмом.

Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. В 1928 - 1930 годы преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 году состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Осенью 1930-го Малевич был арестован ОГПУ, но в начале декабря его освободили. В 1932-м стал руководителем экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее.

Умер в Ленинграде после тяжелой болезни и в нищете.