Прошедший фестиваль авиации может стать последним

Из-за бюрократов почти половина желающих не смогла участвовать в шоу.

 На аэродром "Гидропорт" на выходных было не пробраться – дорогу к полю заполонили сотни машин. Здесь проходил второй фестиваль малой авиации, на который съехались летчики из России, Польши, Латвии, Италии, Германии, Франции, Чехии, Венгрии и даже Швейцарии.

На праздник авиации приезжали целыми семьями
Сначала погода не радовала – пошел мелкий дождь, однако спустя час небо прояснилось и авиаторы начали свои полеты. Каждый взмывающий вверх самолет зрители приветствовали аплодисментами, а пилоты в ответ покачивали крыльями воздушных аппаратов. Чтобы гости не скучали в перерывах, рядом проходила выставка самолетов малой авиации. Среди экспонатов особо выделялся старичок авиастроения – аэроплан Farman-IV, воссозданный по чертежам 1910 года. Особый интерес у публики вызвали также полеты вертолетов.
Особый интерес вызвали полеты вертолетов
– Это как в американских фильмах, – восклицает одесситка Дарья. – Завелся за пару секунд и вихрем пронесся у нас над головами.
Полетать на воздушной технике мог каждый желающий максимум за 600 гривен. Ближе к полудню в небо взлетел АН-2 с 14 парашютистами на борту. Одномоторный самолет сделал круг над полем, а после из него группами по 3-4 человека посыпался десант. Один из мужчин даже сумел на некоторое время зависнуть над землей и только потом, под приветственный свист толпы, приземлился на поле. Наряду с этим в небе организовали воздушные бои радиоуправляемых моделей, а в завершении "сражения" одесситам представили радиоуправляемый вертолет-робот, предназначенный для аэрофотосъемки на больших высотах.
Всего в фестивале было запланировано участие 25 отечественных и 22 европейских летательных аппаратов. Однако из-за бюрократов почти половина из них не смогла участвовать. Дело в том, что многие самолеты создали мастера-умельцы фактически с нуля, поэтому разрешительных документов на них не было.
– Около двух десятков самолетов, в том числе и "Farman", не смогут подняться в воздух, потому что нам это запретили, – пояснил организатор фестиваля Константин Оборин.
Самолет-разведчик первой мировой "Анатра Анасаль" вообще не появился на летном поле, так как его владелец – Одесский авиаремонтный завод накануне сменил название. В результате всю технику требуется перерегистрировать, что нереально было сделать за оставшиеся несколько дней. Организатор фестиваля заявил, что из-за упрямых чиновников это мероприятие в Одессе может стать последним, так как бороться с ветряными мельницами ему надоело.
 
В личной коллекции – 15 самолетов
 
Одним из участников фестиваля был харьковчанин Александр Морозов, который прилетел на самолете друга – четырехместном американском Cessna-172. Впервые за рычаги управления мужчина сел шесть лет назад и теперь буквально не может расстаться со своим увлечением.
– Я летаю с пятидесяти лет и себя без неба уже не представляю, – говорит Морозов. –Наверху забываешь обо всех проблемах, чувствуешь себя счастливым, даже не хочется приземляться.
Забравшись в кабину аппарата, он показывает на приборную панель – мол, видите, управлять бортом не сложнее, чем водить "Запорожец".
Владеть самолетом – дорогое удовольствие: иностранный стоит от 40 до 150 тыс. евро. Отечественные разработки тоже хороши, но пилот считает, что они – не для подобных соревнований. С летчиком не согласны коллеги, прилетевшие на самолетах Як-18Т. Участники уверены: их самолеты лучше импортных.
– На самолете такого типа в советское время учились все пилоты гражданской авиации, – говорит летчик Иван Дементьев. – Он надежный, и в нем нет упрощения конструкции.
Кстати, у коллеги Ивана – летчика Олега Белицкого, прилетевшего на фестиваль на таком же самолете, в коллекции уже около 15 бортов, а также несколько аэропланов. Два самолета он построил сам. Так что есть на что посмотреть и есть чем гордиться.
 
Фото Александра Кравцова