Григорий Калетник: "Селянин должен получать за молоко 2,2 гривны"

Нардеп предлагает установить границу минимальной закупочной цены за молоко.

Глава парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник.

Одна из самых главных проблем большинства нынешних сел - крайне низкие закупочные цены на молоко. Из-за этого корова перестает быть кормилицей и становится обу­зой, которую никто не будет держать. Дошло до того, что перекупщики скупают молоко по 1,7 - 1,8 грн. Проанализировать ситуацию и предложить несколько вариантов решения проблемы согласился глава парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник.

- Ситуация не катастрофическая, из нее есть выход, - считает Григорий Николаевич. - Молоко не должно закупаться по такой низкой цене. Она необоснованно занижена и не отвечает экономическим показателям. Просматривается корпоративный заговор тех, кто покупает молоко, заготавливает и перерабатывает. Эти структуры паразитируют на селянах. А есть еще собственники торговых сетей - это серьезное лобби, они диктуют свои, а не рыночные, правила, защищают свои интересы.

- В этом основная причина, по которой у селян так массово покупают молоко "за копейки"?

- Не только. Кроме этого, жители села каждый сам за себя, они не смогли организоваться и объединиться. Поэтому дельцы верховодят и диктуют условия. Селянам нужно самим выстраивать свои отношения с переработчиками молока.

- Сколько у нас семей, которые занимаются производством молока?

- В частном секторе вырабатывается 75 процентов молока. Люди держат 2,1 миллиона коров. Хозяев этих коров где-то 1,5 миллиона. Многие люди увидели, что невозможно установить партнерские отношения с посредниками и торговцами, поэтому держат не одно животное, а 3 или 4, купили доильный аппарат. Производят  сметану, творог и сами идут на рынок. Такие хозяева и прибыль хорошую имеют, и от закупочных цен не зависят.

- 1,8 гривны - это справедливая закупочная цена? Она основывается на затратах на обработку?

- Нет, таких затрат не существует в природе.

Одна из самых главных проблем большинства нынешних сел - крайне низкие закупочные цены на молоко.

- Как можно поправить ситуацию и поднять цену для селян? И какая справедливая закупочная цена?

- 2,2 гривны. Чтобы добиться такой цены, нужно ликвидировать посредников, которых придумали молокообрабатывающие предприятия и торговля. Они обложились посредниками и за счет этого поднимают цены потребителям и снижают производителям. Чтобы убрать посредников, необходимо установить минимальную стоимость оплаты производителю. После этого участники цепочки дважды подумают, нужны ли им посредники. После введения минимальной закупочной цены, по моим расчетам, стоимость молока в магазинах должна упасть минимум на гривну. Ведь одни только посредники зарабатывают на нем 3-4 гривны.

- Вы предлагаете отказаться от рыночной экономики и вернуться к госрегулированию цен. Некоторые предприятия говорят, что тогда им невыгодно будет покупать молоко и они закроются. Как в таком случае избежать дефицита?

- Я исключительно за рынок. Но разве нынешнюю ситуацию можно назвать рыночной? Это чистый корпоративный сговор. Если на два миллиона коров в Украине все дают явно заниженную цену, то разве это рынок? Тут государство должно вмешаться и сказать - рынок у вас в таких-то границах. А если вы хотите остановить в Украине производство коровьего молока и перевести нас на пальмовое масло, то тут уж извините. Государство должно сказать свое слово.

- Мы можем столкнуться с ситуацией, когда производители не будут покупать молоко по установленной цене, потому что будут считать ее завышенной?

- И куда они денутся? Эти переработчики понастроили небоскребов на своих мощностях за счет людей. Они сами довели рынок до такого состояния, продавая молоко с добавлением пальмового масла по завышенным ценам. В конце концов надо сказать, что все, хватит! Мы уже нажились за счет селян и давайте будем делиться. Пускай и народ Украины попьет молочка.

Фото Укринформ и из архива "КП".