"Молодые и перспективные парни, особенно главарь" - так описали трио смекалистых мошенников сумские милиционеры. Полгода преступники умудрялись блокировать мобильные телефоны жертв, затем снимать в банкоматах деньги с их пластиковых карточек. Но при этом никто из них с жертвами не встречался, а их мобильники и карточки - мошенники в глаза не видели!
- Объявление в Интернете о продаже коляски я разместила в Интернете по совету друзей, - рассказывает сумчанка Алина. - Думала, что так будет быстро и удобно.
Вскоре позвонил мужчина: был очень приветливыми со мной, предложил хорошую сумму. Правда, оказалось, что он живет не в Сумах, поэтому предложил переслать деньги на мою банковскую карточку. Я дала ему номер карты, продиктовала фамилию, имя , отчество. Думала, что он просто деньги хочет перевести...
Пока девушка радовалась удачной сделке кто-то неожиданно пополнил ей счет на 5 гривен, а потом дважды якобы по ошибке позвонили с разных номеров. Алина и подумать не могла, что все эти хитрости - слаженная работа мошенников.
А когда через час с ее банковского счета вдруг исчезли две тысячи гривен, девушка удивленно пожимала плечами - ведь карточка все время была при ней!
Когда девушка обратилась в милицию, оказалось, что у нее есть друзья по несчастью в других городах Украины. Но никто из них даже не подозревал, что деньги исчезали после разговора с покупателем и случайных звонков на мобильники.
Аферу вскрыли сотрудники УБОП в Сумской области, которые вычислили мошенников. Оказалось, что двое из них - жители Конотопа, а третий - главарь банды - руководил процессом из тюрьмы в Луганской области. Там он отбывал срок за квартирную кражу и мошенничество. Но время за решеткой зря не тратил.
- Схема, по которой работал мошенник и его подельники - очень действенна, - рассказывает начальник отдела УБОП МВД в Сумской области Юрий Кучмеев. - "Покупатель" коляски - он же преступник, который находился в тюрьме, выведывал у жертв данные карточки. Затем его подельники дважды звонили на ее номер мобильного, после чего обращались в службу поддержки мобильного оператора. Там они врали, что карточка жертвы якобы испортилась, ее нужно срочно восстановить. Оператор просил назвать номера трех абонентов, которые звонили последними и сумму пополнения счета. Поскольку таковыми были сами мошенники, мобильный оператор ничего подозрительного не замечал. Карточку настоящего владельца блокировали, а аферисты срочно шли в сервисный центр и получали новую.
Дальше мошенники включали в свою игру известный банк, который не так давно предложил своим клиентам услугу "экстренные деньги", то есть возможность снять средства со счета без пластиковой карты.
- Организатор аферы звонил в банк, называл реквизиты мобильной и банковской карточки, - объясняют в милиции. - Там задавали личные вопросы, но ведь мошенник до этого все выведал у хозяйки карты. В итоге на мобильный приходил код доступа к карточке, после чего подельники преступника шли к банкомату, вводили эти цифры и получали две тысячи гривен. Это минимальная сумма, которую можно было снять по этой услуге.
Оперативники говорят, что на все про все у мошенников уходил всего час. За это время пострадавшие даже не успевали заметить, что их телефон не работал.
В итоге пострадали около полусотни людей в Сумской, Хмельницкой, Луганской областях, Харькове и Киеве. Главарю банды к трем годам тюрьмы, которые он получил ранее, могут добавить от 7 до 12 лет. Этот же срок светит и его подельникам (22 и 24 года). Кстати, у обоих за плечами - сроки за кражи и мошенничество.
КОММЕНТАРИЙ БАНКА
Люди - слишком доверчивы!
В банке, чьи клиенты пострадали, о ЧП знают. Более того - говорят, что их услугой снятия денег в банкомате без карточки воспользовались и другие аферисты.
Только в Луганске поймали 18 человек. Тем не менее, запрещать услугу или усиливать ее защиту в банке пока не собираются.
- У этой услуги несколько степеней защиты, - говорит начальник пресс-службы банка Олег Серга. - Во-первых, когда клиент обращается с просьбой снять деньги без карточки, сотрудник банка задает ему вопросы о личной информации. Во - вторых, код доступа приходит только на номер клиента. В данной ситуации виноваты доверчивые люди, которые невзначай рассказывают мошенникам личные данные, не смотря на наши предупреждения. В некоторых случаях аферисты звонили от имени сотрудников банка, говорили, что хотят ускорить процесс передачи денег, поэтому просили назвать секретные данные. Запомните, банковские работники никогда не переводят деньги с помощью телефонных звонков. Есть и еще один момент: это простота процедуры блокирования и восстановления сим - карты. Мы считаем, что мобильные операторы должны ее усложнить и быть внимательными. А нашим клиентам советуем пользоваться контрактными пакетами связи. В таком случае обмануть мошеннику будет сложнее.