Мобильные телефоны провоцируют агрессию у школьников

Педагоги утверждают, что детская агрессия в разных формах существовала всегда, но с появлением мобильников со встроенными видео- и фотокамерами она приобрела другую форму. Для современных учителей очевидно одно – методику воспитания нужно срочно менять

Видео категории ХХХ

В апреле в одном из лицеев Харькова разразился скандал. В теленовостях показали сюжет: в мужском туалете на камеру мобильного телефона сняли видеоролик. Несколько парней издевались над ровесником, унижали и пытались склонить его к оральному сексу. Узнав о случившемся, педагоги и директор учебного заведения провели расследование, и выяснилось, что над парнем издевались давно. Сегодня все материалы по этому эпизоду передали в райотдел милиции, и малолетним насильникам придется теперь отвечать за содеянное. Этот случай - не исключение, утверждают педагоги.

– Сейчас только и слышно, что в той школе кого-то избили, а над тем поиздевались, а процесс подростки снимали на камеру телефона, - рассказывает профессор кафедры педагогики, факультета психологии ХНУ имени Каразина Ирина Ковалева. - Это не означает, что детская агрессия резко возросла. Это говорит о том, что общество встало перед новой проблемой, которую предстоит решить.

«Боже, сделай так, чтоб их не было!»

- Детская «дедовщина» существовала всегда, - продолжает тему Ирина Ковалева. – Например, когда еще я училась в школе, помню, над моим одноклассником издевались парни – заставляли говорить глупости, отбирали бутерброды. Потом в дневнике мальчика нашли запись: «Боже, сделай так, чтоб их не было!»

- Зачастую ни учителя, ни родители до самого критического момента не знают, что происходит с ребенком в школе, - считает психолог Юлия Замазий. - Подростки чаще всего очень замкнуты и не желают рассказывать родителям о своих проблемах. Но когда у школьников появились телефоны с камерами, проблемы стали сами проявляться.


Несколько жанров школьного кино

Сейчас можно выделить несколько жанров школьного кино, - продолжает тему психолог Светлана Ларина. – Первый - это когда ученик фиксирует неадекватное поведение учителя. Просто ребенку хочется найти изъян в поведении педагога. Таким образом, у него появляется доказательство того, что преподаватель тоже ошибается и делает глупости. Показательным является один из последних случаев: в одной из школ Украины мальчик заснял на камеру мобильного, как учитель бьет ученика головой о доску.

В подростковом возрасте очень хочется выделиться среди сверстников, стать героем. Обратить на себя внимание с помощью мобильного - проще простого.

- Второй жанр школьного кино – героический боевик. На видео снимают разные выходки. Например, закрываются в классе и пишут на доске откровенные гадости или мат. Часто бывает, что после просмотра какого-нибудь боевика подростки пытаются подражать героям киноленты. В Харькове, например, был случай, когда учащиеся ПТУ снимали на мобильный трюки в метро: парни скакали по крыше вагонов электрички. Потом такое видео попадает в Интернет или закачивается знакомыми, и все – подросток герой, авторитет. Таким образом он добивается своего.

Еще один из жанров школьного кино – это когда ученики снимают на камеру издевательства над тем, кто слабее. Случаев подобного самоутверждения немало. А если отправиться «на дело» целой компанией, то вот уже появляется тайна. А она, как известно, объединяет. Можно предположить, что именно обилие разных телефонов с камерами провоцирует подростков на жестокость. Навороты телефона хочется использовать как можно удачнее. А самый простой способ - снять драку либо издевательство.

Что делать?

- Несколько лет назад большой проблемой было то, что девочки сильно красились в школу, - вспоминает Ирина Ковалева, - Тогда резко появилось много разнообразной косметики, но мало кто знал, как правильно ею пользоваться. Сразу было понятно, что запрещать бесполезно. Было принято решение проводить специальные занятия и объяснять. Я сама тогда выезжала в школы и говорила с девочками. Сейчас подобного ажиотажа не наблюдается, проблема косметики в школе уже неактуальна.

То же и с мобильными. Наши педагоги были не готовы к тому, что дети начнут носить в школу телефоны и поначалу даже не знали, как реагировать, когда в классе раздавался звонок. А теперь появились мобильники с камерами, и ситуация повторяется. Но запрещать нельзя, - запретный плод, как известно, сладок. Родители должны разъяснять детям, что этично, что – нет, а за что может последовать ответственность перед законом. Дети ведь зачастую даже не знают, что за то или иное, с их точки зрения, развлечение предусмотрено уголовное наказание. И главное, важно помнить, что современное воспитание - это сотрудничество с детьми. Хотя можно надеяться, что как в случае с косметикой, ажиотаж пройдет, и мобильные станут использовать по прямому назначению.

Фото автора и из архива телеканала «Р1».