Татьяна Стецюра: "Все первоклассники будут обеспечены новыми учебниками"

Александр: Если русский язык станет вторым официальным, как это отразится на системе образования в городе Харькове?

- Дело в том, что закон о государственной языковой политике уже принят и подписан президентом. Там совершенно не идет речь о том, что русский язык станет официальным, он пока что относится к языку национальных меньшинств, а государственным является украинским. Такие вопросы к нам поступали неоднократно. На сегодня Харьков отличается довольно толерантной языковой политикой. У нас 50,5% учреждений проводят обучение на украинском языке, 30% - на русском и почти 20% на русском языке. Таким образом, если учесть, что русскоязычных и двуязычных школ почти 50%, то учреждений образования на том и другом языках у нас поровну. Если говорить о количестве детей, которые обучаются на русском и украинском, то где-то 58% ребят изучают предметы на украинском и 42% на русском, то есть довольно взвешенно. Поэтому у нас в городе проблемы с этим нет. Тем более, что есть механизмы выбора родителями языка обучения. Даже если по уставу школы, который определяет язык обучения, определен украинский язык, а родители хотят на русском, то достаточно собраться группе родителей из 30 человек и написать заявления, в котором указать, на котором языке они хотят обучать ребенка. Если будет такой прецедент, что в школе с украинским языком обучения возникнет необходимость обучать детей на русском и мы не сможем объяснить родителям, что это можно сделать в соседней школе, то мы можем внести изменения в устав и сделать школу из украинской – двуязычной. Поэтому проблемы такой нет.

Мария: Почему не во всех школах есть группы продленного дня для первоклассников?

- Группы продленного дня есть в каждой школе и их столько, сколько необходимо. Есть определенные требования к формированию групп продленного дня и в этом кроется причины проблем, о которых говорят родители. Дело в том, что продленка должна быть сформирована из 30 учащихся первого, второго, третьего класса. Более, того, такие группы могут быть смешанными для 1 и 2 классов, 2 и 3, 3 и 4, смешивать в 1 группе можно до четырех параллелей. Поэтому, если есть в школе набирается 30 заявлений от родителей первоклассников, то будет продленка для первого класса. Если не набирается – первоклассников сведут с другими учениками младших классов.  Есть другая проблема – в документах обозначено, что в группе продленного дня для первоклашек обязательно должен быть обеспечен отдых (сон).Естественно, при нашей перегруженности школ и занятости помещений, создать условия для сна крайне сложно, на весь город есть всего несколько школ со спальнями для детей. Раньше, когда детские сады пустовали и мы передавали их помещения школам, они размещали там начальные классы и группы продленного дня, там были условия для сна.Первоклашки отдыхали после уроков и даже спали. Сейчас мы создаем условия для отдыха первоклассников, то есть – ковер в конце классной комнаты, где-нибудь за партами, игрушки, зеленый уголок, зимний сад – места, где дети могут отдохнуть после уроков. Потому что домашние задания первоклашкам не задаются и на продленке дети играют, развиваются и отдыхают.

Светлана Литвинова: В вязи с участившимися травмами на уроках физкультуры будут ли какие либо изменения в программе этого предмета?

- В целом меняются подходы к преподаванию физкультуры и сейчас введена модульная система преподавания физкультуры, то есть преподаются те модули, которые можно привить в данной школе. То есть те модули, для преподавания которых в школе есть условия. Например, есть бассейн – значит будет по большей части модуль плаванья. Если есть хороший тренажерный зал или футбольное поле – будут такие модули развивать. Что касается травмирования, сказать, что больше ребята травмируются на физкультуре, чем на перерывах нельзя. Чаще всего травмирование идет как раз во время перерывов, хотя казалось бы на физкультуре больше для этого условий – прыжки, подтягивание, бег, когда ребята могут не уследить за собой, толкауть друг друга, падать. Говорить, что нужно что-то кардинально менять в преподавании физкультуры я не могу, и так уже внесены такие изменения, что нам надо еще привыкнуть и научиться преподавать физкультуру по-новому, поскольку эта модульная система внедрена совсем недавно и учителя физкультуры приспосабливаются к ней, обучаются работать в новых условиях. Чтобы уменьшить травмирование дети должны быть более внимательными и соблюдать правила поведения на уроке и изучать правила безопасности, которым может научить учитель.
Что касается государственных зачетов, они уже отменены не первый год, с тех пор, как пошли массовые случаи смертности на уроках физкультуры. Но какие-то нормативы все равно должны быть, иначе как можно проверить физическое развитие ребенка? Хотя бы для того, чтобы мотивировать его к дальнейшим занятиям физкультурой.

Ходят слухи, что с начала учебного года в меню школьных столовых не будет сосисок и разных колбасных изделий. С чем это связано и какие мясные блюда их заменят?

- Многие родители и дома стараются избавить детей от колбасных изделий, они не всегда хорошего качества, а те, которые хорошего – очень дорогие. В целом в школьные столовые мы стараемся не закупать такие продукты. Поскольку питанием детей у нас занимается единое коммунальное предприятие Комбинат детского питания. Они стараются не закупать колбасные изделия, колбаса бывает в школьном рационе только в понедельник с утра, когда повара не успевают приготовить мясное блюдо. Вареная колбаса удобна в том случае, если нужно быстро приготовить завтрак. Но в основном продукты, которые закупают для школ и детсадов – свежемороженая рыба, охлажденные куры и мясо.

Надежда: Обязательно ли школьнику иметь идентификационный код и зачем он может понадобиться?

-  К обычному перечню необходимых документов при приеме в школу просят принести и копию идентификационного кода. Этот код может понадобиться не в 1 или 2 классе, а позже, когда ребенку придется получить какую-то материальную помощь или ценный подарок, награду за какой-то конкурс. Если это ребенок из малообеспеченной семьи, такие подарки и материальную помощь он может получать чаще – подарки к праздникам, какую-то одежду от фондов, поэтому этот код понадобится школе наверняка. Поскольку существует бухгалтерский учет, код может понадобиться для бухгалтерского отчета, поскольку паспорта у ребенка нет, код нужен для того, чтобы внести его в ведомости. Это нужно для отчетности в налоговой службе.

Мы неоднократно говорили руководителям школ, что мы не можем требовать этот код в школе, как таковой он не нужен. То есть учителя таким образом просто перестраховываются, чтобы на всякий случай у них уже был полный набор документов, в том числе и идентификационный код. То есть нормативного требования сдать идентификационный код при поступлении в школу, нет.

Наталья Павлова: Сколько детсадовских групп откроется в этом году?

Что касается открытия новых групп детсадов, в этом году мы открываем 4 новых детсада – два в Дзержинском районе, в Московском и Октябрьском. Два из них нам переданы предприятием "Красный Октябрь" и ХАЗом. Мы ежегодно открываем детсады, но полностью открывать их мы не можем, только 2-3 группы. Так же и в этом году так же – в каждом детсаду будет открыто по 2 группы, а в Октябрьском районе три. Открытие детсада связано с проведением очень большого объема ремонтных работ, чаще всего необходимо восстановить инженерные сети, кровлю. Кроме того, покупаем в группы полностью мебель, подушки и матрацы, технологическое оборудование – холодильные камеры, печи, стиральные машины. Спасибо родителям за помощь – они и игрушки покупают и шторки шьют и покрывальца. Кроме этих четырех детсадов мы открываем группы в действующих детсадах, которые ранее использовались не по назначению. Детей было мало и в группах открывались спортзалы, светлицы – сейчас эти помещения мы снова занимаем под групповые. В этом году открывается 11 дополнительных групп, в которых разместится более 200 детей. С 2006 года по сегодняшний день открыто уже 10 новых садов и 265 новых групп – это почти еще 22 новых детсада для 5000 детей. Сейчас рождается очень много деток, поэтому совет родителям: как только родился ребенок – идите и записывайтесь на учет в детский сад. Так же ребенок обязательно должен быть зарегистрирован – учет детей мы ведем именно по территориям обслуживания. Мы проводим опись детей вместе с паспортными столами, они передают нам списки зарегистрированных детей и мы при планировании открытия групп. Желательно прийти в ближайший детсад и там стать на учет, чтобы была база потенциальных воспитанников.

 

Влад: Сколько первоклассников ожидается в этом году?

- Что касается первоклашек, набор еще идет. Однако мы планируем, что первоклассников в городе будет 11 139 ребят, что на 717 больше, чем в прошлом году. Нужно отметить, что увеличение набора первоклассников у нас идет второй год подряд.

Игорь: Будут ли в нынешнем учебном году кормить бесплатными завтраками учеников младших классов?

- Конечно. Обязательно дети 1-4 классов питаются бесплатно. А учащиеся первых классов дополнительно получают пакетик молока – это особенность нашего города.

Андрей: Обеспечены ли школы Харькова учебниками к новому учебному году или родителям придется докупать необходимые книжки?

- Впервые в этом году Министерство так организовало работу, что к новому учебному году все первоклассники будут иметь новые учебники. Город уже во всю получает книжки. Первоклашки в этом году получают восемь наименований книг, в том числе и Букварь. На 15 августа показатель обеспеченности по городу составлял более 80%, а ежедневно идет приток этих учебников. По моим данным на 15 августа получил Дзержинский район, 17- Октябрьский, Червонозаводской, Коминтерновский. То есть ежедневно мы получаем учебники. Они поступают напрямую в управления образования районных администраций. Кроме всего, в этом году мы получаем дополнительно напечатанные учебники для 11 классов. Поэтому родители могут не переживать.

Инна: Скажите, будет ли улучшение оборудования в школьных столовых. Правда ли, что в ближайшем будущем школьные столовые станут похожи на уютные кафе?

- Хотелось бы. Мы ежегодно ремонтируем школьные столовые, в этом году ремонтируется 71 объект, 51 кровля и несколько столовых. Около 30 учебных учреждений мы подготовили за последние 3-4 года, как базовые современные учебные учреждения, так называемые "миллионники", в которых отремонтированы столовые, спортивные залы за бюджетный счет.
На столовые внимание обращается в первую очередь. Для этого и было создано  КП Комбинат детского питания, чтобы за минимальное количество бюджетных средств можно было накормить детей качественными продуктами за счет того, что закупаются продукты оптом, что дешевле. Качество питания в каждой школе практически одинаковое.

Что касается качества питания обращений от родителей не было. Хотелось бы, чтобы столовые выглядели, как кафе, но это требует такого количества средств, мне кажется, что в ближайшее время это вряд ли случится. Хотя в ряде школ уже есть очень красивые столовые, но чаще всего эти ремонты делают сами родители за свои средства. На питание одного ребенка сейчас выделяется 4 гривны для обычных детей и 5 гривен для льготников. Детей льготных категорий знают в лицо, им дополнительно могут выдавать какие-то шоколадки, печенье.

Владимир Алексеевич: В каких школах, когда и на какие суммы были проведены ремонты? Сколько денег на это было выделено из городского бюджета?

- В основном делается 51 кровля, все остальное это ремонт инженерных сетей, столовых, спортзалов. На это из городского бюджета было выделено около 15 млн. гривен.

Алина: Интересно, какие сейчас зарплаты у харьковских учителей и планируется ли их повышение? Отдельно хочу спросить, сколько зарабатывают директора школ?

-  Навскидку могу сказать, что средняя зарплата на конец учебного года составляла около 1900 грн. Это средняя зарплата по отрасли, не только учителя. Учителя может быть и выше, его зарплата определяется категорией, у начинающего учителя зарплата не намного выше, чем минимальная зарплата по стране. Хорошая зарплата может быть только у учителя с большим стажем работы, учителя-методиста или высшей категории, у которого большая нагрузка. Тогда у него может быть зарплата более 2000 и даже 3000 грн. А молодежь, которая приходит к нам имеет не очень большую зарплату, поэтому и не задерживается надолго в школе.
Зарплата учителей повышается несколько раз в году вместе с увеличением размеров минимальной зарплаты. Но это повышение очень небольшое и не очень ощутимое.
Что касается директоров, многие из них считают, что гораздо выгоднее работать учителем, чем директором, потому что у учителя зарплата больше. Поэтому директора часто работают еще и учителями, но по нормативным документам директору позволено читать только 9 часов в неделю, не более полставки. Именно поэтому городская власть поддерживает руководителей школ и детсадов, они получают муниципальную надбавку к зарплате – до 50% ставки.

Нина Григорьевна: Стоит ли покупать первоклашкам дневники или ждать подарка от городских властей?

Нет, хочу сказать, чтоб родители ни в коем случае не покупали дневники, потому что в этом году, традиционно городской голова подготовил дневничок каждому первокласснику, в качестве подарка к первому сентября. Они будут вручены после праздника первого звонка и в классе будут розданы каждому ребенку. Этот подарочный дневник мы каждый год перерабатываем, в этом году он будет дополнен новыми картинками, новыми иллюстрациями и видами города нашего, там, безусловно, будут и материалы с Чемпионата по футболу Евро -2012. Он  будет очень красочный, яркий, сделан на хорошей, качественной бумаге. Хочу также отметить, что дневник будет единым для всех первоклассников.

Маша: Хотелось уточнить, когда именно будет открытие четырех детских садиков?

- Приблизительно это будет так. Три детских сада — 259-й, 100-й и 279-й будут торжественно открыты 14 -17 сентября, окончательно об этом, думаю, Ольга Деменко расскажет на пресс-конференции. А 19-й детский сад будет открыт немного позже. Что касается ремонта школьных кровель, то могу сказать, что последняя дата — это 20 августа. Когда мы заключаем договора, то эту дату всегда устанавливаем, поэтому, конечно же, все работы будут завершены. Уже на сегодняшний день практически все работы завершены, единственное что расстраивает, так это то, что после последних ураганов в городе некоторые школьные крыши пришлось восстанавливать. Но и даже эти работы уже на завершающем этапе.

Марина: Скажите, как обстоит дело со школьными стадионами, в каком они сейчас состоянии и будут ли они готовы к началу учебного года?

Могу сказать, что руководство непосредственно сейчас пребывает на совещании, как раз посвященному этому вопросу.

Лариса: Могли бы вы рассказать о структуре, которая готовит продукты питания для детских садов?

 

Мы на самом деле очень хотели создать структуру, которая которая бы питала детские сады, но законодатель прописал таким образом порядок организации в детских садах, что это практически невозможно. Вам известно, что половина средств на питание расходуется из городского бюджета, а вторую половину оплачивают родители. Это как нонсенс, в законе указано конкретно, что родители должны оплачивать не более 50% стоимости питания. Уже в прошлом году, после решения которое вынес городской голова, родители детей, которые ходят в детские сады Харькова оплачивают меньшую долю. Из 9 гривен, которые положены на питание одного ребенка, 5 гривен приходятся на городской бюджет и 4 гривны  - на родителя. То есть, в прошлом году мы повысили на стоимость питания на 1 гривну в детских сада, при этом, размер платы родителей никак не увеличилась, город взял эту нагрузку на себя.

Ирина: У меня к Вам такой вопрос: в нашем классе родители хотят организовать кружек каратэ. Мы можем обратиться к руководству школы с такой просьбой?

- Конечно, Вы  можете обратится к администрации школы с такой просьбой, самый лучший вариант, если вы среди родителей найдете руководителя этого кружка. Это все будет проходить как платная услуга. Очень часто в школы, да и к нам тоже, приходят физические лица, которые предлагают свои услуги, это какие-нибудь танцевальные клубы, виды боевых искусств, так вот чаще всего подобное реализуется на условиях аренды, это не наши работники. Мы за их работу не отвечает, а лишь предоставляем помещение, они за это платят аренду школе. А какие там договорные обязанности с родителями — это школу уже не интересует.

Наташа: Известно, что когда приводишь ребенка в детский сад, то на месте просят в обязательном порядке внести добровольные пожертвования. Вы можете это как-то прокомментировать?

- Вы же понимаете, что на самом деле такого не должно быть. Но то, что есть, я не буду закрывать глаза и говорить, будто этого не существует. Это существует, но этого быть не должно. Буквально на каждом совещании Ольга Ивановна Деменко об этом говорит, категорически запрещает сборы каких-
либо средств. Могу сказать, что вступительных сборов никаких быть не должно, конечно-же.

Евгения: Скажите, пожалуйста, хватает ли в городе педагогов-воспитателей?

Сложный вопрос. На самом деле, это проблема. У нас сейчас по городу до 100 вакансий воспитателей, то есть, вы понимаете, что этих работников не хватает.