Итоги литературной войны: школьники будут читать Ричарда Баха и Василя Быкова, а не Коэльо и Лукьяненко

Новую программу по всемирной литературе наконец-то приняли. Что изменилось? Какие книги будут читать наши дети в школе? Разбираемся в деталях.

Дети в школе рады далеко не любой книжке, так что выбирать их нужно внимательно.

ТРИ МЕСЯЦА ПРОГРАММУ ЧИСТИЛИ И УМЕНЬШАЛИ 

Киевские учителя добились своего - программу по всемирной литературе пересмотрели. По-новому дети начнут учиться с сентября 2013 года.  Одним из инициаторов противостояния стала преподаватель всемирной литературы одного из киевских лицеев Ирина Мегедь. Результатом она довольна: 

- Острые углы сглажены, программа уже не так ужасна, как в первом варианте. Нам вернули многих авторов, и главное - учли замечания по поводу новых текстов. В результате список современных авторов очень хороший! Для малышей - "Чарли и шоколадная фабрика". "Чайка Джонатан Ливингстон"… Барбара Космовская - замечательная современная писательница, очень любима, особенно девочками. 

А еще список литературы сократили, из него выбросили около 10-15% произведений. Правильно сделали, считают учителя: всемирная литература огромна, но если перегрузить школьника, он ее в лучшем случае не запомнит, в худшем - возненавидит. 

Убирали книги целиком или по частям - например, оставили меньше "Песни про Гайавату" и "Дон Кихота". В 8-м классе остался общий обзор Вед и Корана вместо чтения гимнов и сур, а Евангелие читают не целиком. 

- Самым катастрофичным был 9-й класс. Ни один учитель не хотел бы идти это преподавать, поверьте… Там были и поэты серебряного века, и постмодернист  Милорад Павич. К счастью, ушел серебряный век и появились "Тевье-молочник", "Убить пересмешника", - говорит Ирина Мегедь. 

Программы писали, видимо, разные люди. Не обошлось без мелких недочетов. Например, в первом варианте в 6-м классе дети знакомятся с Мацуо Басё и его хокку. А в окончательном варианте - уже с его хайку. В принципе, разницы нет, это синонимы, просто хокку - более древнее название трехстиший, сегодня японцы говорят хайку. Авторы верно поправили, главное, чтобы дети не запутались. 

А вот с потерявшейся девочкой Алисой сложнее: в 5-м классе в списке обязательной литературы записано "Льюїс Керролл "Аліса в Країні див", а в дополнительной значится "Керролл Л. "Аліса в Задзеркаллі". 

ИЗ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ - В НЕОБЯЗАТЕЛЬНУЮ 

Некоторые произведения заменили: например, Федор Достоевский в 9-м классе представлен не сложными произведениями, а рассказом "Мальчик у Христа на елке". 

- Еще из программы убрали "тяжелого" Генриха Бёлля, а добавили "Альпийскую балладу" Быкова. Это правильно, она легче, в ней о войне и о любви. Сильно порадовало, что убрали кинороманы - произведения, написанные для экранизации. Они хороши, но это не вершина литературы! А столько вещей есть, которые больше нужны в программе, - говорит Ирина Мегедь. 

Многие произведения у составителей рука не поднялась выкинуть - их перенесли в программу для дополнительного чтения. А вот  рассказы Рея Брэдбери и Роберта Шекли "передвинули" из 5-го в 6-й класс - видимо, более подготовленный. На один класс "повысили" и другого классика научно-фантастической литературы - Айзека Азимова. Его произведение "Специалист" перенесли из 6-го в 7-й класс. 

Многие были шокированы, когда не нашли в программе "Тараса Бульбу", но, уверяют в Минобразования, его просто перенесли в курс украинской литературы. 

- Конечный результат: это не "мы выиграли" - это "они проиграли". Авторы пошли навстречу мнению общества. Было всем сложно: и учителям, которые писали, поднимали шум, и составителям, которые не ожидали такой реакции. Но выиграли дети, это самое важное, - считает Ирина Мегедь. - Правильно мой ученик заметил, новое - или очень сложное, или "попсовое". Нужно искать середину. Тот же "Гарри Поттер" - он неплохой! Просто нужно ли его изучать в школе? 

Теперь на очереди - 10-й и 11-й классы. Список литературы в них тоже собираются менять. Учителя надеются, что это снова произойдет гласно, с обсуждением общественностью. 

ПОДРОБНОСТИ 

Мы сравнили две программы - ту, что предлагали Минобразования в апреле, и ту, что в результате приняли.

 Убрали из обязательных книжекПоявилось в конечном варианте программы
5-й класс

Сказки: 

русская "Василиса Прекрасная" и японская "Лягушка из Киото 

и лягушка из Осаки". 

Всеволод Гаршин 

"Лягушка-путешественница". 

Сергей Есенин 

"Белая береза", "Песнь о собаке". 

Карел Чапек "С точки зрения кошки". 

Виталий Бианки "Кукушонок", "Снежная книга". 

Ян Улоф Экхольм "Людвигу хитрому - ура! ура! ура!" 

Джереми Стронг "Гармидер в школе"

Братья Гримм "Госпожа Метелица", "Бременские музыканты" (на выбор). 

Александр Пушкин, вступление к поэме "Руслан и Людмила", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (на выбор). 

Ганс Христиан Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", "Дикие лебеди" 

Эрнест Сетон-Томпсон, "Лобо", "Домино"

Элинор Портер "Полианна" 

Льюис Кэрролл "Алиса в Стране чудес"

Роальд Даль "Чарли и шоколадная фабрика" 

Туве Янсон "Комета прилетела", "Шляпа волшебника", "Волшебная зима" (на выбор) 

Пауль Маар "В субботу Субастик вернулся"

6-й класс

Адам Мицкевич "Аю-Даг", "Байдары" 

Иван Тургенев, стихи в прозе 

Воладимир Железников "Чучело" 

Мария Грипе "Дети стеклодува" 

Эрик Эммануэль Шмитт "Оскар и Розовая дама" 

Джоан Руолинг "Гарри Поттер и философский камень"

Антуан де Сент-Экзюпери  "Маленький принц" 

Астрид Линдгрен "Мио, мой Мио" и "Братья Львиное сердце"

Р. Л. Стивенсон "Остров сокровищ" 

Михаэль Андреас Гельмут Энде "Джим Пуговица и Лукас-машинист" 

Кристине Нестлингер "Конрад, или Дитя из консервной банки"

7-й класс

Александр Кочетков "Балада о прокуренном вагоне"

Николай Гоголь "Тарас Бульба"

Генрих Бёлль "Путник, когда придешь в Спа…" 

Габриэль Гарсиа Маркес "Старикан с крыльями" 

Анна Гавальда "З5 кило надежды"

Галчинский "Лирический разговор"

Василь Быков  "Альпийская баллада" 

Диана Уинн Джонс "Ходячий замок Хаула" 

Корнелия Функе "Чернильное сердце"

8-й класс

Франсиско де Кеведо-и-Вильегас "Мимолетность жизни" 

Гавриил Державин "Властителям и судиям", "Памятник" 

Сью Таунсенд "Тайный дневник Адриана Моула"

Сергей Лукьяненко "Чужая боль". 

Оса Ган Шведер "Сны шелкопряда" 

Гомер "Иллиада" (обзор) "Поединок Ахилла и Гектора", "Приам у Ахилла" 

Публий Вергилий 

Марон "Энеида" (1-2 отрывка) 

Ричард Бах  "Чайка 

Джонатан Ливингстон" 

Барбара Космовская "Буба", "Буба: мертвый сезон" 

Марина Аромштам "Когда отдыхают ангелы"

9-й класс

Стихи Александра Блока, 

Анны Ахматовой, Владимира Маяковского 

Гийом Аполлинер "Мост Мирабо", "Зарезанная голубка и фонтан" 

Эрнест Хемингуэй "Старик и море"  

Джером Дэвид Селинджер "Над пропастью во ржи"

Милорад Павич "Принц Фердинанд читает Пушкина" 

Анатолий Приставкин "Ночевала тучка золотая" 

Паоло Коэльо "Алхимик" 

Татьяна Толстая "Кысь"

Киноповести и кинороманы: 

Эйми Бендер "Таинственный знак", Хосе Ривера, Тим Салливан "Письма к Джульетте", 

Марк Арен (Карен Маркарян) "Мой парень - ангел".

 

Генрих Ибсен "Кукольный дом" 

Федор Достоевский "Мальчик у Христа на елке" 

Шолом-Алейхем "Тевье-молочник" 

Рей Дуглас Брэдбери "451° по Фаренгейту" 

Харпер Ли "Убить пересмешника"