Покаюсь, поставлю на сайте свечу - в Сети быстро я за грехи заплачу!

В поисках знаний о Боге украинцы все чаще идут не к духовникам, а в виртуальную реальность

Все больше верующих предпочитают обращаться к Христу через монитор. Так быстрее и удобнее, но правильно ли? Фото Thinkstock.

То ли вера, то ли игра-бродилка

"Хотите сходить в церковь, помолиться, зажечь свечу, но у вас нет времени? Не волнуйтесь! Теперь вы сможете "поговорить" с Богом не отходя от компьютера. Кликните на нашу страничку, выберите понравившийся вам храм и икону, поставьте виртуальную свечу и молитесь, пока она горит. Бог есть везде!". 

Это сообщение со ссылкой недавно прислал мне знакомый Александр. Он, как говорится, "ищущий", то есть не определился с вероисповеданием и конфессией. Таких, кстати, достаточно много среди молодых интеллектуалов. 

- У католиков был, у православных был, к "Свидетелям Иеговы" ходил...  - как-то признался Саша. - Когда определюсь, кто мне ближе, сразу скажу. 

А недавно он устроился на новую работу - там много платят, но пахать приходится в выходные и праздники. Поначалу терзался, что не может ходить в церковь или на встречи с верующими, а потом нашел выход. В Интернете есть все, что близко сердцу ищущего человека: виртуальные прогулки по храмам, программки "Часовня" и "Лампадка". Кликнет на лик нужного святого, приблизит курсором свечу, водрузит ее в подсвечник и,  не отводя глаз от монитора, тихо молится. Уверен, что так можно познать истину… 

Для чистоты эксперимента я тоже зажгла виртуальную свечу. Закрыла глаза, подумала о близких. А потом одернулась! Это ж не вера, а игра-бродилка какая-то. Но с другой-то стороны, разве важно, где проводить обряд - в церкви или на сайте.  Главное - верить! 

Помолитесь за меня! Лайками!

Ресурсов, сближающих человека с Богом, на просторах Интернета пруд пруди. Люди создали сотни сайтов, где анонимно, обращаясь к Богу, изливают душу. Самый давний из таких - англоязычный сайт confessions4u (c английского - "исповедь для тебя"). Там каются жители всех континентов: просят прощения за аборты, прелюбодеяния, переедание, воровство и даже убийства! 

Есть среди кающихся и украинцы. Львовянин Миша, к примеру, кается в любви к замужней женщине, а его соотечественник из Киева - Сергей просит у Бога прощения за кражу. 

Впрочем, называть свое имя и место жительства необязательно. На сайте есть раздел для анонимных и заблокированных посланий. То есть прочесть их сможет только сам автор. Зачем тогда изливать душу? Очевидно, авторы таких исповедей не сомневаются - модератор Богу не помеха. 

На одном из российских "покаянных" сайтов разделы поделены по грехам: виновен во лжи - пиши сюда, полюбила чужого мужа - милости просим по другой ссылке. Правда, некоторые в спешке молятся и каются прямо на главной стене. Заходишь и сразу читаешь: "Господи, молю, помоги нам быстро и легко продать дом за желаемую цену, сразу же погасить все кредиты. Аминь". 

Сочувствующие  оставляют под покаяниями свои комментарии или просто ставят отметки "мне нравится" (языком Интернета - "лайкают"), тем самым как бы тоже молятся в поддержку послания неизвестного им автора. 

"Интернет - как гвоздь. Им строят и распинают" 

Но вот главный вопрос для человека воцерковленного: можно ли получить в Интернете духовный опыт? Очистит ли тебя молитва на сайте? Легко ли в виртуальной реальности стать жертвой сектантов?  

- Свечи, молитвы в Сети - это всего лишь дополнительные сервисы, - говорит протоиерей, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ отец Георгий Коваленко. - Но они не могут заменить реальной церковной жизни, которая всегда должна оставаться таинством. Невозможно исповедоваться по Интернету, также как нельзя причаститься по телевизору. По Интернету можно говорить со священником, но не исповедоваться. Можно просить о молитве, но это не отменяет обязанность молиться! 

Отец Георгий, к слову, в Интернете - давно и прочно. В 1998 году он создал первый в нашей стране религиозный сайт - "Православие в Украине".  Священник убежден: Интернет - зона миссионерской ответственности церкви, которая должна идти в ногу со временем. 

- Благодаря Интернету церковь получила возможность объединить верующих, - считает священник. - Но вместе с этим Всемирная паутина таит в себе главную опасность - раздвоение личности, которое происходит с теми, кто входит в Интернет под виртуальными именами. Человек выступает не от себя, уходит от реальных проблем. В этом смысле Интернет не отличается от гвоздей: им можно дом строить, но можно и Бога распинать. 

"Знания должны передаваться только из уст в уста"

Тема религии в Интернете остро коснулась  украинских мусульман, особенно после жестокого убийства в Каменце-Подольском. Там местный житель, принявший ислам в тюрьме, изучал потом свою веру исключительно по Интернету. В небольшом западноукраинском городке фактически не было других мусульман, кроме него самого. И в конечном счете он превратился… в настоящего экстремиста. Свой дом превратил в склад оружия, избивал местных забулдыг (Аллах сказал, что пьянство - грех), а в конечном счете и вовсе убил невиновного парня. (Подробнее об этом - в номере за  3 августа и на сайте kp.ua.) 

Оказывается, в отличие от христиан, мусульмане считают, что вера и Интернет практически несовместимы. 

- Передача знаний об исламском вероучении может быть только из уст в уста, - говорит муфтий Украины Шейх Ахмед Тамим. - Наставник - это первый шаг к изучению религии. Если его не было,  то второй шаг может быть неверным. Увы, в Украине существует проблема нехватки достоверной информации об исламе. Интернет плотно вошел в нашу жизнь, и нам всем нужно думать, как теперь  войти в его "жизнь", чтобы оздоровить отношение людей к вере. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

"Как бы ни спешили религии, технологии им не догнать"

- Главная миссия любой религиозной организации - распространить свое учение, сделать его достоянием людей, - говорит доцент Львовского национального университета имени Франко, религиовед Андрей Юраш. - И в каждый период  развития человечества для этой миссии использовались возможные на том этапе способы - например, проповеди на улицах, в храмах. Затем эту роль выполняли книги. Сегодня "мейнстрим" -  это Интернет.  Каждая религиозная организация будет использовать его для того, чтобы овладеть как можно большей аудиторией. И если раньше проповедь влияла на горстку людей, то сейчас ее одновременно могут слышать миллионы. Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Однозначно Интернет - это самый удобный и действенный способ получить новых адептов, повлиять на массы. 

- Тогда что может ждать религии в будущем? Поспеют ли они за дальнейшим прогрессом? 

- Цивилизация развивается очень быстро. И религии будут пытаться ее догнать. Но как бы они ни спешили, всегда будут отставать. Возможно, в этом есть позитивный аспект. У религиозных организаций будет возможность оглянуться назад и проанализировать, насколько хороши те новшества и стоит ли вносить их в жизнь верующих. 

КСТАТИ 

Католических священников призывают вести блоги 

Католическая церковь в Интернете, пожалуй, самая активная. У Папы Римского даже есть свой аккаунт в Твиттере. Его послания транслируются через YouTube и Facebook. При этом католики активно призывают своих священников создавать интернет-дневники и общаться с верующими. Один из таких - "Духовные размышления" - уже пять лет активно работает в Украине. Его автор - молодой священник отец Виталий Тарасенко, который сейчас служит в Украинской духовной общине в Генуе. 

- Лозунг моего сайта - помощь в познании Бога и мудрости жизни, - говорит отец Виталий. - Я выкладываю на нем проповеди, притчи, общаюсь с верующими. У них много вопросов, которые люди боятся задать вслух. Но лучше спросить об этом у священника заочно, чем находить их у случайных людей.  Священник - он же миссионер, и должен нести веру в массы, используя все средства коммуникации. Поэтому без Интернета нам сейчас не обойтись.