Wi-Fi-доступ к сети установили пока только в одном вагоне под номером 2955. Вооружившись нетбуком, мы решили проверить хорошо ли работает новая система и как воспринимают новинку пассажиры "рогатого".
От Интернета перекреститься!
Дождавшись нужного нам вагона, который внешне ничем не примечателен, мы зашли внутрь. Однако узнать, работает ли в трамвае Wi-Fi, оказалось не просто. Благую задумку испортило плохое настроение кондуктора.
– Девушки, что вы за балаган здесь устроили, всех пассажиров мне распугаете, – недовольно проворчала женщина, поглядывая на нашего фотокора.
Решили поспрашивать о новшестве у пассажиров. Услышав слово "вай-фай", женщина преклонных лет, везущая рассаду, недоверчиво покосилась в нашу сторону, перекрестилась и на всякий случай отошла подальше. Как и многие пассажиры, о нововведении она слышала впервые.
– Поразводятся тут "фафаи" всякие, – отреагировала бабушка.
Однако другие пассажиры тут же оживились, и минут на двадцать одесский вагончик превратился в дискуссионный клуб.
– Ой, вы это серьезно, что ли? – удивилась улыбчивая девушка Ольга и тут же решила проверить новшество на своем смартфоне последней модели. – Хоть бы наклеечку на лобовом стекле прилепили, чтобы люди знали: наконец-то, к нам дошла Европа!
– Тоже мне достижение, – пожала плечами одесситка Наталья. – В России уже точки беспроводного доступа – куда ни плюнь, даже в обычных городских автобусах.
– Да на кой нам эти точки? Вай-фай у них! – вклинился в разговор мужчина лет 70-ти. – Тут вот трамваи переполнены, лучше б место уступили дедушке. Лучше бы пару новых вагончиков прикупили.
В забитом до отказа трамвае проверять достижения информационных технологий действительно затруднительно: чтобы воспользоваться планшетом или смартфоном (а тем более – ноутбуком), нужно обладать хорошими физическими данными. По правде говоря, мне и самой было не до просмотра новостей или почты. Но служба есть служба: демонстрируя чудеса эквилибристики, я таки сумела приоткрыть нетбук в переполненном вагоне и – о, чудо – все сработало!
Сеть без пароля
– Наш интернет-вагон – для города пока эксперимент, – рассказал нам директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Полунин. – Если тест будет пройден успешно, мы оснастим доступом во Всемирную паутину, как минимум, несколько десятков трамваев и троллейбусов – найти бы только спонсоров.
Разработчики проекта полагают, что такое новшество привлечет к электротранспорту больше молодых одесситов, которые не мыслят себя без Интернета. Для теста намеренно выбрали 28-й маршрут – вдоль него расположено много учебных заведений, и в трамвае часто ездят студенты.
В планах работников транспортной отрасли – покрыть сетью весь подвижной состав. При этом пассажиры обойдутся без паролей, а скорость соединения позволит без проблем пользоваться Интернетом.
– Если половина пассажиров не будет совершать слишком затратных действий, то при скорости 5-10 мегабит в секунду сеть не зависнет, – гарантирует начальник отдела аренды и рекламы КП "Горэлектротранс" Вадим Лебеденко.
Для доступа к сервису достаточно иметь какой-либо современный гаджет, поддерживающий протокол связи Wi-Fi. Если при этом никто не будет скачивать объемные файлы, например, музыку, "тормозить" Интернет не будет.
А в это время
Мэр испытал чешский трамвай
Парк КП "Одесгорэлектротранс" пополнили подержанные чешские трамваи "Татра-Т3" 1985 года выпуска. Еще в прошлом году они возили пассажиров в Праге, а около двух недель назад "старичков" доставили в одесское трамвайное депо №1. Теперь 20-летние вагоны будут курсировать в районе Большого Фонтана. Вчера одного из "рогатых" уже испытали городские власти. В компании начальника "Горэлектротранса" на чешском трамвае прокатился мэр Алексей Костусев, который пояснил причины покупки подержанных вагонов.
– Новые трамваи нам не по карману, – отметил городской голова. – Чтобы экономить бюджет, иногда приходится довольствоваться пусть не лучшим, но наиболее оптимальным вариантом.
Мэр отметил, что десять подержанных трамваев обойдутся городу в четыре миллиона гривен. В то же время покупка троллейбусов, которые город взял в кредит, сильно ударила по городскому бюджету. На проценты, выплаченные по этому займу, можно купить 60 подержанных трамваев.
Приобретенные трамваи смогут бесперебойно работать от пяти до семи лет. В сроках их эксплуатации руководство транспортной отрасли ничуть не сомневается.
– Чехи очень бережно относятся к объектам путевого хозяйства, – говорит начальник КП "Горэлектротранс" Дмитрий Полунин. – Вагоны у них сохраняются гораздо лучше, чем у нас, так что в качестве прибывших к нам "старичков" сомневаться не приходится.
Напомним, исполком Одесского горсовета принял решение о приобретении в Чехии по прямому контракту 10 трамвайных вагонов стоимостью каждого в 157,8 тысячи гривен. Кроме того, сегодня ведутся переговоры о покупке для города новых троллейбусов.