Как живут американцы и почему многие стремятся уехать в США?

В сознании «советских» людей – Америка это страна мечты.

Численность населения достигла самой известной константы в математическом мире - числа "Пи", умноженного на 100 млн. Теперь в США проживают 314 млн. 159 тыс. 265 человек, заявил главный демограф американского Бюро переписи населения Говард Хоган.

Хоган уточнил, что рубеж был перейден в 18:29 по времени Восточного побережья США 14 августа (1:29 по Киеву 15 августа).

Эксперт напомнил, что число "Пи" - это математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра.

- Нам посчастливилось стать свидетелями действительно исторического события, - отметил он

КАКИЕ ОНИ, АМЕРИКАНЦЫ?

Американцы очень гордятся монолитностью своей страны. Конечно, им легче, потому что на эту целостность не довлеют националистические чувства. В США живут люди десятков национальностей, но вразброс. Есть итальянские кварталы, но нет итальянских городов и тем более штатов. Китайцев в Сан-Франциско очень много и в Нью-Йорке тоже немало, но объединиться в КАР - Китайскую американскую республику, сидя на побережьях разных океанов, они, если бы и захотели, то не смогли бы. Но в том-то и дело, что они не хотят! Не хотят, хотя при этом никто не говорит о "братстве народов". Соперничество между регионами, обусловленное давними традициями и законами развития страны, - это дело другое. Техасцы, например, иронизируют над всеми стальными штатами, а все остальные штаты сочиняют анекдоты о техасском фанфаронстве (техасец - это Ноздрев, если бы в Америке написали свои "Мертвые души"). Но ни Техасу, ни хлопковому югу, ни абсолютно ни от кого не зависимой экономически Калифорнии, никогда не придет в голову отделиться и получить статус самостоятельного государства. Законы в каждом штате свои: тут можно охотиться, там нельзя, тут разрешены игорные дома, там запрещены, тут допускаются аборты, там преследуются, но закон об армии, скажем, един. И, гордясь своей независимостью, каждый штат еще больше гордится тем, что он часть великой страны, гордится своей звездочкой на его флаге. Впрочем, все это вряд ли относится к особенностям национального характера. Скорее к сфере сознательно выработанной и воспитанной в поколениях политической культуры, которой у нас не было и нет не только в массе народа, но даже у его вождей.

Ну а все-таки, какие они, американцы?    Американец, при всей своей расчетливости, доверчив, его легко обмануть (что не раз уже доказали наши эмигранты последней волны). Одновременно воровство в США - рядовое явление. Угоняют машины, тащат из машин вещи, режут женские сумочки, полно "домушников". Американцы правдивы, врать не принято, уличение во лжи рушит репутацию. Однако и это утверждение должно распространяться до определенных разумных пределов.

Американец жизнерадостен или по крайней мере улыбчив, особенно на работе. Начальник должен показать подчиненным, подчиненные - клиентам, посетителям, покупателям, что все идет о'кей! Быть угрюмым на работе - это все равно что быть грязно одетым. (Об одежде у нас тоже будет отдельный разговор). Американец привык улыбаться, и это ему нетрудно делать. Не могу себе представить, чтобы взглянув на маленького ребенка американец не улыбнулся бы ему. Народ веселый, любит пошутить, шутки, как правило, незатейливы. Смешливы. Как-то по детски смешливы. Я думал, что торт с кремом, который швыряют в физиономию, отошел в историю кино вместе с немыми фильмами Чарли Чаплина. Ан, нет! Это и сегодня козырная шутка многих телепередач.

Говорливы, будут долго, дотошно объяснять, когда все уже ясно. Добры, иногда даже щедры. Могут подарить дорогую книгу за 50 долларов, но никогда не подарят галстук за 5 долларов, потому что не могут себе представить, что ты сам не можешь себе купить такой же по своему вкусу. Без разговоров дадут взаймы. Будут тебя опекать, показывать разные достопримечательности, возить к черту на рога, тратя при этом деньги на разные билеты, маленькие сувениры, путеводители, карты, на бензин, наконец. При этом добрый приятель может зайти вечерком с бутылкой виски: сели, выпили по стаканчику, поболтали, он бутылку завинтил, сунул в карман и пошел домой.

Очень любят всякие банкеты и приемы, на которых, как у них выражаются, можно выпить и закусить "на халяву". Проявляют при этом замечательную активность и расторопность. Вообще, если можно не тратить денег, - не потратят. В чикагском музее живописи по вторникам, когда вход бесплатный, полно народа, а другие дни - пустовато. Чтобы купить что-нибудь подешевле, поедут не то что на другой конец города, - в другой штат. Бдительно следят за рекламой всевозможных распродаж. На Мичиган-авеню магазин посуды и хрусталя переезжал в другое здание и объявил большую распродажу. Моментально образовалась длинная очередь - явление здесь редчайшее. Короче, они большие рационалисты. Поэтому им нельзя забывать мудрых слов Махатмы Ганди: "Рационалисты - замечательные люди, рационализм, претендующий на всемогущество, - чудовище".

ДРУГАЯ ПЛАНЕТА…

И все-таки, главное отличие американцев от нас да и от многих других поразительная -  это замкнутость общества. Это точно подметил кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский, долго работавший в США: "Американцы очень специфичны. Они зациклены на жизни своего континента. Есть анекдот на эту тему. "Летом еду в Венецию", - говорит знакомый американцу. "Зачем?" – удивляется тот. Его куда больше интересует частная жизнь тети Салли и дяди Тома, живущих через улицу..."

У них свои, "домашние", кумиры: великие бейсболисты, регбисты, знаменитые журналисты и писатели (точнее, авторы знаменитых книг), свои рок-группы, комики, кинозвезды. В Нью-Йорк приехал Марчелло Масторянни – его никто не узнавалПодобная замкнутость, бесспорно, обедняет духовную жизнь американского общества, при всем ее разнообразии. Я думаю, что корни ее – в прочном сознании американца, что все самое важное, самое замечательное и интересное происходит тут, в его стране. И часто он прав. Но не всегда. Однако, как бы там ни было, я, которому посчастливилось объехать очень много стран на всех континентах Земли, должен признать, что, не побывав в США и не узнав этих самых американцев, сегодня уже нельзя иметь полного и правильного представления о современном мире. Потому что это не просто другая страна, скорее – это другая планета.

В больших городах жизнь кипит круглосуточно

ОДЕЖДА – ВАЖНЕЕ ВСЕГО

Уже притчей во языцех стали белые воротнички вашингтонских правительственных чиновников. Да, действительно они ходят в белых рубашках. Одежда в США - служанка бизнеса. И совсем не в том смысле, что могучая отрасль американской экономики трудится над ее изготовлением. Широчайший ассортимент одежды и белья импортируется из Китая, Тайваня, Кореи, Гонконга, стран Латинской Америки, где ее производство обходится много дешевле. Немало дорогих модных вещей идет и из Европы. Когда ты находишься на работе, твой пиджак - это не твой пиджак, твоя юбка - это не твоя юбка - это пиджак и юбка твоей компании, фирмы, офиса, редакции, конторы - учреждения, которое ты представляешь. Ближе других наблюдая жизнь редакции газеты "Чикаго трибьюн", я заметил, что мужчины там непременно меняют рубашки каждый день. Женщина не может прийти три дня подряд в одном и том же платье. Даже если их у нее не так уж много, их надо все время менять. Внешний вид любого сотрудника любой организации обязан служить пусть не первостепенным (первостепенен престиж и финансовая мощь), но не менее весьма важным подтверждением солидности, надежности, а значит, вызывать к ней доверие, желание сотрудничать, стало быть, служить делу ее дальнейшего процветания.

У подъездов дорогих отелей по расстеленным прямо на тротуарах ковровым дорожкам в ожидании автомобиля, которому надо успеть распахнуть дверцы, расхаживают швейцары в синих, малиновых и иного непередаваемого "брусничного цвета" (Н.В. Гоголь) ливреях и цилиндрах. На самом же деле это не швейцар в ливрее, это сам отель говорит своим потенциальным постояльцам: "Если у меня на улице такие красавцы так вас встречают, то вы представляете, какие восторги ожидают вас внутри и как за вами тут будут ухаживать?!.." Униформа или яркая, бросающаяся в глаза табличка, эмблема, марка на одежде продавцов и кассиров в любом солидном магазине вновь и вновь просит вас не забывать названия фирмы, которая вас так вежливо и быстро обслуживает. Авиакомпании соревнуются в элегантности костюмов своих служащих и приглашают прославленных модельеров для разработки новых, самых современных линий в одежде стюардесс.

СОБСТВЕННЫЙ ДОМ – МЕЧТА НОМЕР ОДИН

Итак, американский дом, семейное гнездо, причал отдыха после деловых бурь, основа жизни. Действительно, иметь собственный дом - это мечта № 1 подавляющего большинства американцев, и подавляющее большинство эту мечту рано или поздно осуществляет. Человек бездомный (в прямом смысле этого слова) ощущает некую собственную неполноценность. Практически все молодые американцы, в том числе и наши эмигранты из молодых признавались, что откладывали деньги на покупку дома. Сколько стоит дом? Трудный вопрос. В Чикаго на берегу Мичигана есть дома, которые стоят миллион долларов и больше. Все зависит от очень многих условий. Где дом: в городе, в сельской местности? А если в городе - в каком городе? Дом в центре Нью-Йорка в три раза дороже, чем дом в центре Милуоки. А дом в центре Милуоки в три раза дороже, чем какая-нибудь ферма в штате Алабама.

Из чего же состоит этот хороший, добротный усредненный дом? Непременно гостиная комната, обычно самая большая в доме, обставленная мягкой мебелью, иногда - креслами-качалками, часто с камином и обязательно с телевизором (я не был ни в одном доме без телевизора. Как правило, их 2-3, в очень богатых домах - 5-7). Тут принимают гостей, просто отдыхают: читают газеты, смотрят ТВ, раскладывают пасьянсы. Далее - столовая. Тут особенно объяснять нечего. К столовой примыкает кухня. Причем во многих домах кухня не является, как у нас, отдельной комнатой, часто она отделена от столовой не стеной, а неким широким прилавком, что очень удобно для хозяйки дома в ее кулинарных хлопотах. А иногда кухня - это просто часть, закуток все той же столовой. Об этом стоит подумать нашим проектировщикам. Если где-то можно не ставить стену, соединить комнаты не дверью, а широким проходом, сделать перегородку раздвижной - это делается всегда, что позволяет создать иллюзию простора даже там, где его нет, и сэкономить строительные материалы.

В кухне, кроме газовой или электрической плиты, непременный большой холодильник и микровейф, даже в самых бедных семьях. Кухни очень чистенькие, опрятные, иногда просто нарядные, с разными картинками, недорогими безделушками, искусственными и натуральными цветами, гирляндами лука, перца и т. п.  

Детская комната. Если дети разнополые и достаточно большие - две детские. Кроватки иногда могут быть двухэтажными. Очень много игрушек. Замечательно забавны и разнообразны мягкие игрушки, как правило, китайского производства. Не худо бы и нам покупать всю эту прелесть для наших малышей. Я понимаю, что нам трудно догнать Америку по части разных электрических, электронных и радиоуправляемых игрушек: умопомрачительных железных дорог, ползающих по-пластунски солдатиков, гуляющих, тявкающих и виляющих хвостиком собачек и т. д. Но почему бы нам, кроме кубиков и кукольной посуды, не делать, как это делают американцы, маленькие домики, с которыми дети возятся часами, расставляя и переставляя в них крохотную мебель и размещая там их деревянных или пластмассовых обитателей? Такие домики - почти в каждом доме, где есть маленькие дети. Примись за такой "домострой" какой-нибудь кооператив, заработал бы кучу денег и принес много радости ребятишкам. (Мне --пай за идею: рынок есть рынок!).

Американцы доверчивы и сентиментальны, но при этом расчетливы.

Многие американские дома и некоторые квартиры двухэтажные. На втором этаже - спальни: одна или несколько, в зависимости от численности семьи. В более дорогих домах есть еще полуподвальные помещения, в которых устанавливают стиральные машины, дополнительные холодильники, главным образом с запасами разной выпивки и консервов, какие-нибудь маленькие станочки для домашнего технического рукоделия, а чаще всего используют их просто как кладовки. Нельзя не заметить любви американцев к настенным фотографиям и картинкам. В спальне родителей - непременно фотографии детей в разном возрасте. Всегда найдешь фото самих хозяев дома, чаще всего сделанное в день бракосочетания. Снимки родственников всех колен. Украшением дома может быть и полувыцвевшая фотография прошлого века совершенно чужих, неизвестных людей, которая рассматривается уже просто как эхо старины. Кстати, фотографии жены или детей могут стоять и в рабочем кабинете какого-нибудь босса, но, в отличие от нас, ни в одном таком кабинете я никогда не видел фотографии Президента или губернатора штата. У нас это началось с портретов государя императора в полный рост кисти замечательных мастеров, которые, однако, висели лишь в кабинетах высочайшего ранга, но и поныне сию верноподданническую страсть мы в себе подавить не в силах. А сколько такая всесоюзная "галерея" денег стоит, никто подсчитать не может. Однако я отвлекся...

Во всех комнатах и даже на лестницах непременно что-то висит: пейзажики, натюрмортики, гравюрки, детские рисунки, застекленные гербарии, какие-то афишки, дипломы, спортивные грамоты, и все всегда в очень красивых рамках. Чаще всего эти картинки, насколько я понимаю, имеют весьма относительную художественную ценность, нередко рамка привлекала меня больше самой картинки. Разумеется, в богатых домах можно увидеть истинные шедевры…

ЗАСТОЛЬЯ, ПОКУПКИ И ПРИВЫЧКИ

Купить есть что и есть где. Впрочем, этим наверное сейчас уже никого не удивишь…. Но стоит отметить, что американцы делают покупки двух видов. Или они подъезжают к большому магазину на машине, берут тележку на колесиках и набирают всякой всячины сразу на сотни долларов, а то и больше долларов. Так чаще всего делают люди многосемейные. Другие, возвращаясь с работы, заходят в ближайший к дому магазин и покупают бумажный кулечек с чем-нибудь вкусненьким на сегодняшний вечер.  

Американцы в большинстве своем не гурманы. Завтрак очень легкий, обед быстрый, сосредоточенно деловой. Можно поесть, не выходя из машины. Подъезжаешь к специальному ресторанчику и, глядя на огромное светящееся меню, говоришь в невидимый микрофон, что ты хочешь поесть.   У нас таких заведений единицы, в Америке – десятки, а то и больше… И пользуются они огромным спросом…

Ну а если гости? Это уже интересней. Приглашают задолго, иногда за месяц, а то и за два. Не приняты столь распространенные у нас стихийные налеты гостей (по телефону: "Ты дома? Сейчас мы к тебе заедем... Со мной Паша и Маша. И еще Коля. Не знаешь Коли? Ну вот и познакомишься...").  В США даже само понятие "гости" стоит делить на две категории: нечто непереводимое, что называется "парти"(и это не "вечеринка" как принято у нас думать), и "ужин". "Парти" - это обычно нечто масштабное, назначаемое, как правило, в воскресенье или на праздник. "Парти" может быть очень многолюдным - в несколько десятков человек, но при этом совсем не дорогим.   Классическое американское "парти" происходит обычно летом на лужайке позади дома. На столике - ящик-термос со льдом, в котором бутылки или банки с пивом, рядом - бутылки или коробки с вином (дешевое вино продается в красивых непромокаемых коробках литра на 3-4 с краником). Крепкие напитки: водка, виски, коньяк, джин - тоже иногда могут присутствовать, но начинают с них крайне редко. Классический набор для начала "парти": белое легкое калифорнийское вино (что-то типа нашего, уже забытого, "Цинандали"), пиво, кока-кола. С наполненными стаканами гости бродят по лужайке, подсаживаются к маленьким столикам - единого большого стола нет, - беседуют.

Интересно, о чем беседуют на "парти".. Итак, сначала беседы со стаканами в руках, чаще всего стоя. Потом хозяин дома начинает приготовление стейков и барбекю. Потом на лужайке появляется большой стол с овощными салатами, блюдами для готовых стейков и барбекю, разными соусами и специями, стопкой чистых тарелок и кучкой ножей и вилок. Никто никому ничего не накладывает. Каждый подходит и берет себе сам, что хочет и сколько хочет. Кто-то сидит, а кто-то ухитряется есть стоя.

То же и на приемах. Только тут никто ничего, естественно, не жарит, просто стоят длинные столы с разными закусками, и все занимаются самообслуживанием. Помню, на одном приеме, где было человек 300, к столам выстроилась длинная очередь. Кстати, если у тебя есть хороший костюм, и ты знаешь, где сегодня прием (а где-то он всегда есть!), можно облегчить все проблемы с питанием, потому что вход в зал никто не сторожит, никаких пригласительных билетов чаще всего нет, а большинство присутствующих друг друга не знают.

В отличие от "парти", "ужин" - для нас вещь более привычная: все сидят за столом, холодные, потом горячие закуски. И бутылки уже на столе. Тосты американцы произносят только если есть какой-то конкретный повод - в честь праздника, юбиляра и других недавно происшедших событий. Пьют вразнобой.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

Долгое время проблемой США считали расизм. И как только не пытались с ней бороться. На днях стало известно, что Американское бюро проведения переписи населения планирует провести масштабную реформу системы опроса жителей страны, приведя ее в соответствие с современными реалиям. Согласно планам ведомства, из списка рас, доступных для респондентов при опросе, планируется исключить слово "негр" (negro), в США считающееся неполиткорректным. Его заменят на "черный" или "афроамериканец". Кроме того, будет введена отдельное обозначение для выходцев из стран Латинской Америки. Они теперь смогут назвать себя "Hispanic". Жители США ближневосточного происхождения получат возможность вписать в себя в опросный лист как "Араб" или "Выходец с Ближнего Востока" (Middle Easterner). Последняя перепись населения проводилась в США в 2010 году. Тогда у многих людей возникли претензии к слову "негр", обозначающему темнокожего человека, а также к тому, что многие выходцы из Латинской Америки не знали, как себя идентифицировать в рамках предложенной формы.

Фотоuatourist.com, prime-holiday.com, galeontour.com иsvit24.net

Использованы фрагменты книги Ярослава Голованова "Америка- взгляд из небоскреба", а также публикации в "Комсомольской правде" Россия, www.fogol.net, Википедии, Лента.ру,