Сергей Тигипко: "Власти еще работать и работать"

"Грандиозным возвращением" Сергея Тигипко называли его участие в президентских выборах 2010 года. Тогда политик выступал в роли конкурента Виктора Януковича и "третьей силы".

Сергей Тигипко на нынешних выборах возглавил публичную кампанию Партии регионов.

По прошествии двух лет Тигипко и сам вошел во власть: стал членом правительства и Партии регионов. В списке этой силы он занимает почетное третье место. Чтобы не нарушать закон, вице-премьер уходит в предвыборный отпуск - правда, обещает время от времени принимать участие в заседаниях Кабмина. Об этом и многом другом он рассказал в интервью "КП". 

"Нужен мощный рост экономики" 

- Предвыборная кампания в разгаре, и на рекламных щитах Партии регионов сказано, что "руїну подолано". Вы тоже так считаете?

 - Если взять ситуацию, которую получило правительство Азарова, придя к власти, то да, я считаю, что тогда у нас была руина. Страна была не готова к Евро-2012, промышленное производство падало, был дефицит бюджета, росли долги и цены. И то, что нам удалось ситуацию стабилизировать и что мы смогли подготовить Евро и в конце концов выйти на новые социальные стандарты, я считаю, это безусловный успех и стабилизация. 

Но я не хочу, чтобы кто-либо успокаивался на этом. Когда кто-то залихватски начинает рассуждать, что в Украине жить стало замечательно - я не согласен с этим. Жизнь подавляющего большинства украинцев очень тяжела, а власти еще работать и работать. 

Да, сейчас стабильность, но нам теперь надо думать не о ней, а о росте. О защите от возможных новых кризисов. О преодолении бедности. Сегодня основная головная боль - как нам обеспечить мощный экономический рост. Без него ничего не будет - ни высоких зарплат, ни хороших пенсий. При любой власти! Цифра 5% (ежегодный прирост ВВП. - Прим. ред.) в программе партии взята не с потолка. Она нам нужна как воздух. Темпы роста в 2-3% нас не устраивают, мы просто не можем себе такого позволить. Мы должны "жать на газ", должны расти быстрее, чем Европа. В идеале - так же, как Китай.

 - У нас почему-то стало модно во всем критиковать предшественников. Но в 2008 году был экономический кризис, сейчас, кстати, говорят о его второй волне. Нынешнее правительство может оказаться в той же ситуации, что и Кабмин Тимошенко?

 - Я могу гарантировать, что в сложной ситуации власти не будут бездействовать - последуют слаженные действия президента, большинства в парламенте и Кабинета министров.  

Мы только завершили внеочередную сессию, ратифицировали зону свободной торговли со странами СНГ. Это часть нашей антикризисной программы. Мы понимаем, что ситуация ухудшается на внешних рынках, и зона свободной торговли с Россией и с другими странами СНГ очень важна для нас. Она позволит нашим предприятиям увеличить экспорт в Россию и страны - члены Содружества, будут сняты дискриминационные пошлины на нашу продукцию.  

В парламенте сейчас находится пакет законопроектов, которые дадут возможность создать более благоприятные условия для инвесторов. Три документа уже приняты в первом чтении. Также спикер Владимир Литвин  подписал закон о занятости, стимулирующий работодателей создавать рабочие места. И это тоже часть антикризисного плана.  

Сегодня мы, например, со всех сторон пытаемся атаковать проблему безработицы. Но ее с наскоку не решишь. Благодаря достигнутой стабильности у нас есть возможность вести позиционную войну за создание новых рабочих мест. А когда был 2008-й, 2009-й, то этого всего не было. 

"Мешают специалисты по налогообложению роскоши"

 - Сказать, что украинцы стали лучше жить в последние годы, как-то не получается. Изменения есть, но цены растут быстрее, чем зарплаты. Почему тогда власти постоянно отчитываются о своих достижениях?

- Я недавно был в Кировограде. Зашел в социальный магазин, открытый местной властью. В нем цены на 15 копеек ниже тех, что в обычных магазинах. Там очередь. Давно не выдел в магазине очереди. Когда разговорился с одной пенсионеркой, которая купила всего килограмм сахара, то выяснилось, что женщина приехала сюда с другого конца города, а все для того, чтобы сэкономить 15-20 копеек. В такой ситуации говорить, что люди зажили лучше, у меня язык не поворачивается.

Я знаю, что все социальные стандарты - зарплата, пенсия, стипендия, другие выплаты - растут быстрее, чем растут цены. И если посмотреть на размеры этих стандартов, то они малы, люди продолжают жить бедно. 

Мне бы тоже очень хотелось, чтобы жизнь в Украине наладилась как по мановению волшебной палочки. Но у меня ее нет. И у наших конкурентов за власть, кстати, тоже, только они в этом никогда не признаются. Я вижу другое: нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться. Изменения возможны! Пусть пока они незначительны, но ведь это только начало. Поэтому власть отчитывается не о достижениях, а о своей работе. А она сегодня реально работает. Вот и налог на богатство примем скоро. Обещаю.  

- А в чем загвоздка? Почему два года говорим о налоге на роскошь, а закон так и не принят?

- Тут вот какая проблема - все решили быть большими специалистами по налогообложению роскоши. Коммунисты внесли свой проект. Мы внесли свое видение, Министерство финансов - свое. Был свой вариант и у оппозиции. Все хотят быть святее Папы Римского… 

Мы даже получали предложение облагать все, даже сараи. Но тогда б под налог на роскошь попали не богатые люди, а средний класс или даже люди, которые не дотягивают до среднего класса по стандартам своей жизни. Я считаю это неправильным.

Средний класс не должен страдать. Наоборот, он должен стать основой национальной экономики, ее основным "двигателем". 

- То есть проблема из-за большого количества специалистов по роскоши?

- Знаете, когда вопрос касается таких чувствительных вещей, в чем-то популистских, многие считают, что это не требует какой-то специальной подготовки, что это все очень просто сделать. Взял, раз - два, и не надо никаких аналогов, никаких расчетов, анализа мирового опыта… Достал саблю - и руби. Я противник такого, залихватского способа управления государством. На богатство налог нужен. Но нужен грамотный налог, который не уничтожил бы средний класс, и тут нужно еще кое-кого переубеждать, объяснять, показывать расчеты. Но мы это обязательно сделаем.

"Терапия не поможет"

- Партия регионов в своей программе обещает экономический рост на уровне пяти процентов. Учитывая ситуацию в еврозоне, кризис в Греции, это возможно?

- Этот показатель не зависит ни от цен на газ, ни от ситуации в России и в Европе. Это проблема только власти. Если мы сумеем предложить инвесторам условия лучшие, чем в других странах, то начнется приток инвестиций. Они будут содействовать экономическому росту, и он составит более пяти процентов. 

Надо менять судебную систему, она должна гарантировать верховенство права. Я говорю о необходимости судебной реформы много лет, и не устану это делать. Надо атаковать административное давление на бизнес. Это для инвестора самое страшное: он никогда не может спрогнозировать, сколько у него уйдет на взятки. Зарубежные инвесторы с этим просто не умеют работать. 

- Может, инвесторам мешает уровень коррупции, который есть в Украине? Международные организации постоянно бьют тревогу, говорят, что за последние годы количество взяточников увеличилось. 

- Когда я говорю о судах и контролирующих организациях, то имею в виду коррупцию. Судьи превратили правосудие в бизнес. Проверяющие тоже не проверяют, а ищут проблемы, чтобы забрать бизнес или получить взятку. Эти проблемы мы видим, консультируемся и с зарубежными коллегами, и сами думаем. Тут уже ясно: терапия не поможет, нужно хирургическое вмешательство. А скальпель - вещь опасная, нужно иметь очень четкое представление о том, что делаешь и в какой последовательности. 

Я видел страны, где это удается. Тот же Сингапур, Грузия. На беспредел, который творили чиновники, эти государства нашли адекватную реакцию. Только что из России вернулись два моих эксперта. Они были в Калуге. Там если возникает малейший намек на коррупцию, то чиновник "вылетает" со своего места. Губернатор региона создал уникальные условия для инвесторов. Сейчас там строят восьмой автомобильный завод, хотя еще 10 лет назад Калуга не знала, что такое автомобилестроение.

На время выборов вице-премьер собирается уйти в отпуск.

- Знаете, у нас все ругают чиновников. Мол, они разводят коррупцию. Неужели дело только в них?

- В первую очередь за это отвечают политики. Я пришел в Министерство соцполитики и выявил четыре коррупционные схемы. Две уже удалось сломать, над двумя оставшимися продолжаю биться и сейчас. 

В этом году мы приобретем инвалидные коляски почти на 700 миллионов гривен. Раньше эти закупки проводились на коррупционных началах - для участия в тендере заносились конверты. 

Вторая коррупционная лазейка - это путевки для чернобыльцев. 382 миллиона заложены в этом году на их финансирование. До принятия соответствующего закона, для того, чтобы попасть в тендер, лечебные учреждения платили деньги. Сейчас это изменили. Мы перешли на ваучерную систему. Инвалид сам выбирает себе коляску и лечебное заведение. 

Две остальные проблемы оказались сложнее. Мы выделяем средства на  автомобили для инвалидов и на питание детей из Чернобыльской зоны. Но из этих средств к инвалидам и детям реально поступают только 50 процентов. Я предлагал напрямую эти деньги доплачивать всем, кто нуждается в автомобиле, к пенсии. Но общественным организациям инвалидов это не понравилось. Точно также с детьми из Чернобыльской зоны - я предлагал, чтобы выделенные деньги получали их родители. Но общественные организации и это раскритиковали. Но ничего, эти проблемы мы тоже снимем. 

И еще одно: без коррупции некоторым чиновникам становится неинтересно работать, они сами уходят. И правильно делают. Потому что если видят вектор нашей работы, то понимают, что и до них скоро доберемся.

Так что результат есть. Куда ни приезжаю в регионы, те же инвалиды очень с большой благодарностью воспринимают то, что мы сегодня коляски им поставляем те, какие они хотят, а не те, которые выбрали за них.

- Повышение социальных выплат, помощь инвалидам - это хорошо, но во время предвыборной кампании вас обвиняют в том, что это выглядит как агитация за власть…

- Ситуацию с инвалидными колясками мы уладили еще семь месяцев назад. Пенсии участникам боевых действий подняли с 1 января. По чернобыльцам решение приняли в апреле. Когда я должен принимать эти решения, чтоб не было обвинений? Чего я должен ждать? Чтоб люди умирали в нужде? Чтобы те, для кого деньги - это вопрос выживания и здоровья, продолжали бедствовать, ожидая, пока у нас пройдут выборы? Откровенно вам скажу: мне плевать на такие обвинения. 

"В Партии регионов есть разные мнения"

 - Вы сказали, что во многих проблемах виноваты политики. Смотрю на список Партии регионов - и у меня возникает вопрос: а вы можете положиться на этих людей, вы считаете их честными, они ваши единомышленники?

 - Когда партия состоит из миллиона триста тысяч человек, то там есть и твои единомышленники, и те, кто думает иначе. Даже в очень монолитных партиях с железной дисциплиной всегда возникают какие-то течения, есть разные мнения и разное видение ситуации. Это нормально. Главное, я считаю, есть дисциплина - она нужна, чтобы в какой-то момент волевым решением прекращать разговоры и идти делать дело.

- А как проходило формирование списка? Вы видели его до съезда?

- Я предложил очень интересных людей, которых знаю и в которых верю. Если они пройдут в парламент, они будут хорошо работать. А весь список, который отрабатывали областные партийные организации, я увидел накануне съезда уже в едином виде.

"Выборы - хорошее время, чтобы принимать решения"

- Как оцениваете предвыборную кампанию своих конкурентов? Понятно, что ругать можно все, обещая приход весны. 

 - Я серьезно отношусь к оппозиции. Не оттого, что я вижу там сплоченную команду, сильных специалистов и хороших организаторов, а оттого, что популизм на то и популизм, что популярен. Это дает шансы оппозиции, которой всегда легче, как вы говорите, "ругать все и обещать приход весны".

- Баллотируется много партий и много мажоритарных кандидатов. Вы согласны с мнением политологов, что это делается специально, чтобы откусывать у более сильных политических сил голоса? 

- Пусть отрывают столько, сколько захотят, приятного им аппетита. Лишь бы зубы не сломали. Власти намного тяжелее заниматься популизмом, от нее ждут дел - роста социальных выплат, зарплат, пенсий и стабильных цен. Моя логика такая: даешь этот результат - все хорошо, нет - все плохо. И еще я думаю, многие устали от такой политики и ждут просто честного разговора. Уверен, избиратели понимают, что быстро все не изменить, но во время голосования они будут смотреть, насколько политики стараются честно и профессионально делать свою работу.

- Юлия Тимошенко и Юрий Луценко не смогут принять участие в выборах. Может ли это стать основанием для непризнания результатов голосования?

- Если уже кто-то для себя принял такое решение, то это его право. У нас задача другая - сделать выборы максимально прозрачными. Часто Украине это удавалось, и в этот раз удастся. Именно поэтому появился закон о трансляции голосования в Интернете, а также много других нововведений. 

- Но одних веб-камер мало. Как властям нужно себя вести, чтобы никто не усомнился в честности волеизъявления?

- Ведите публичные кампании, общайтесь с людьми, общайтесь с представителями СМИ, отвечайте на самые тяжелые вопросы.  

Я считаю, что время выборов - это хорошее время для того, чтоб принимать решения. И эти выборы, думаю, дадут нам ряд хороших решений, и президентские выборы 2015 года будут еще более эффективными.

- А вы планируете принять в них участие?

- Однозначно. В качестве кого - еще непонятно. Но то, что буду принимать участие в президентских выборах, - это точно. По крайней мере - как доверенное лицо. А сейчас я доволен, что работаю в правительстве. Мне очень хотелось заниматься реформами. Тем более что впервые для этого созданы очень деловые, рабочие условия - власть президента, Кабмина и большинства в парламенте практически представляет одно целое. Поэтому абсолютно не жалею о том, что сделал, и вижу много проблем сегодня, много препятствий, но, с другой стороны, вижу много возможностей. 

МНЕНИЯ

Владимир Цыбулько, эксперт аналитического центра "Политика":

- У нынешнего правительства неплохая экономическая программа развития страны. И внедряемые в жизнь социальные инициативы - это маленькая частица этой программы. Много уже сделано. Но чтобы люди почувствовали эффект, нужно время. В экономике реформы не делаются быстро.

Считаю, что команда Азарова - Януковича, рассказывая о своих достижениях, немного забегает вперед. Они говорят сейчас как о свершившемся факте то, что в стране произойдет только через месяц-два-три. И поэтому многие люди со скепсисом относятся к "отчетам" правительства.

В возможность роста экономики на 5% верю, ибо для этого есть все предпосылки. Кроме того, при втором правительстве Виктора Януковича (2006-2007 гг.) власти удавалось продемонстрировать рост экономики до 7%.

Нынешняя власть наследует "американский" вариант вывода экономики на новый уровень. Огромная ставка делается на развитие инфраструктуры.

Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа "Пента":

- В первой пятерке Партии регионов можно выделить двух лидеров, которые могут позитивно сказаться на рейтинге данной политической силы.

Как минимум 2-3% добавит на выборах присутствие в первой пятерке Сергея Тигипко. Во-первых, у него достаточно много своих личных сторонников (занял третье место во время президентских выборов в 2010 году). Во-вторых, для многих украинцев он ассоциируется с новым типом начальников, с современными подходами к работе.

Если бы "Сильная Украина" не слилась с Партией регионов, то Сергей Тигипко мог упустить шанс остаться при власти. Не смог бы реализовывать свой потенциал.