Трагедия на Донбассе: почему многодетная мать-героиня стала хладнокровной убийцей?

43-летняя Светлана из Краснодона, жестоко расправившаяся с двумя приемными детьми, чтобы скрыть "недостачу" перед соцслужбами, украла чужого ребенка.

Поселок с душевным названием Семейкино на Луганщине - настоящая глушь. В местечке с населением меньше 2 тысяч человек нет дорог, освещения, через покосившиеся заборы и брошенные дома сквозит унылая нищета. Из инфраструктуры - один магазин да грузовая ж/д станция. Но есть и хорошее. Сразу три женщины из Семейкино в разное время получили почетный статус матери-героини. Светлана Орлова* с мужем много лет были настоящей гордостью поселка. И вдруг - как гром средь ясного неба: благочестивые родители оказались убийцами и похитителями детей!

"СВЕТКА, ТЫ КСЕРОКС!"

Света с Александром - оба из многодетных семей. Расписавшись, тянуть с потомством не стали: практически каждый год начиная с 1990-го в семье рождались девочки. Все как на подбор - большеглазые блондинки, очень похожие на маму. Соседи даже шутили: "Светка, да ты прямо как ксерокс!" 

Жили не хуже и не лучше других: хоть и в стареньком домишке, на зарплату папы-электрослесаря - зато дружно. А после того как в 2007 году Светлана, мама семерых дочек, получила статус матери-героини и ордер на новое жилье, все семейство переехало в просторную 5-комнатную квартиру в самом центре Краснодона. Вскоре Орловы взяли еще троих приемных детей. 

Семья была в городе на виду. Мама писала стихи, девчонки организовали семейный ансамбль "Радуга" - ни одно городское мероприятие без них не обходилось… Как следствие - всеобщее уважение и  поддержка властей. Но все перевернулось в одночасье.

"НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ МЕНЯ ЗДЕСЬ - ЗАБЬЮТ!" 

В Семейкино, где никогда ничего не случается, вдруг похитили ребенка. Трехлетнюю Кристину. Девочку просто схватили за руку посреди улицы в ста метрах от родного дома и запихнули в люльку старого черного мотоцикла.

Всей улицей разыскали участкового, который, запрыгнув  в машину, попытался догнать мотоцикл, ориентируясь по звуку мотора. Тщетно - похитители смогли уйти задворками. Единственный свидетель - 6-летний мальчик, с которым в тот момент играла Кристина, запомнил, что похитителей было трое: мужчина за рулем и две женщины. 

На поиски были подняты все силовые службы района и области. На следующий день в милицию позвонил местный житель. Рассказал, что приметил в одном из дворов похожий мотоцикл без номеров. Сыщики нагрянули туда. Когда осмотрели каждый угол в ветхом флигеле, под кроватью нашли девочку без одежды.

Это как раз был старый дом Орловых. В разгар обыска на пороге появилась Светлана. 

- Это моя Лиза! Что вам нужно? - строго заявила она. 

Родители Кристины, которые тоже успели примчаться и узнали дочь, опешили: какая еще Лиза? Но мать-героиня и тут попыталась выкрутиться.  

- Женщина объяснила, что у нее зимой пропали две маленькие дочки - их якобы похитили неизвестные на черной машине, - говорит начальник Краснодонского райотдела ГУ МВД в Луганской области Николай Литвинов. - А поскольку это были приемные дети, заявлять никуда не стали. Чужую девочку украли в отместку: мол, раз ее детей похитили, то и она заберет чужую - назло.  

Верить хозяйке дома оперативники не спешили, особенно после того, как обратили внимание на шестилетнего мальчика, лицо которого было похоже на один огромный синяк. Малыш, ни на шаг не отходивший от милиционеров, улучив момент, взял за руку одного из сыщиков: "Пойдем, я покажу, где папа прячется". 

В тайнике под чердаком нашли Александра. А мальчик тем временем тихо попросил милиционера: "Дяденька, не оставляйте меня здесь - меня забьют". Той же ночью и выяснилось, что две его родные сестренки - Лиза и Катя, которых взяла под опеку Светлана, давно мертвы. 

Дочери Светланы (она на фото справа) все как на подбор красавицы блондинки. 

"ЗАЧЕМ С ЧУЖИМИ ЦЕРЕМОНИТЬСЯ?" 

- Деток много, но никогда никому не докучали, не шумели… - вздыхает соседка Орловых Анна. - Знаем, что они очень творческие. Все у них в доме в вышивке, мягкие игрушки делали. 

Впрочем, нашлись люди, которые все-таки слышали шум.

- Это было всего один раз в прошлом году, ночью. Такой горький плач и крики: "Мамочка!" Где-то около часа ребенок надрывался, рассказывает Анна Бальзамова, соседка семьи сверху. - Но мы не стали заявлять никуда: может, кошмар ребенку приснился…   

Кошмар действительно был, причем не во сне, а наяву. Именно тогда Светлана расправилась над приемной дочерью Лизой. 15 февраля 2011 года (это уже установленный милицией факт) разъяренная мать лупила девочку за какую-то мелкую провинность. И даже когда посиневшая малышка потеряла сознание и лишь беспомощно хрипела, садистка  продолжала добивать ребенка прямо на глазах остальных детей.   

- После этого они с мужем положили мертвую девочку в сумку и поехали на маршрутке в старый дом. Тело жгли в чане четыре часа, пока оно не превратилось в пепел, - продолжает Николай Литвинов. 

На этом зверства не закончились. Светлана продолжала избивать приемных за  малейшую провинность: плач ночью, отказ от еды, не убрали за собой.

Когда родные дочки спрашивали у матери, почему она так жестока, Светлана отвечала: "Если мать от них отказалась, почему я должна церемониться?"

Уже через несколько месяцев от побоев парализовало и 3-летнюю Катю. Малышка не захотела есть, и Светлана саданула тарелкой ей по голове. А потом продолжила лупить парализованного ребенка, пока девочка не умерла.

С телом поступили также - в сумке вывезли за город. На этот раз заметать следы  помогала и одна из старших дочерей. Катю закопали в посадке.  

Поразительно, но в разгар этих кровавых расправ Светлана как ни в чем не бывало продолжала принимать участие в детских конкурсах. А в ее голове зрела мысль о похищении девочки, чтобы замаскировать пропажу приемных. К тому же проверяющие из соцслужбы предупредили, что придут с проверкой. Нужно было торопиться. А тут - надо же! - Кристина оказалась очень похожей на убитую Лизу, еще и того же возраста. Что было дальше - вы знаете. 

Вот так разрушилась самая "красивая" в Семейкино семейная идиллия. Сейчас двое сыновей Орловых - приемный Илья и родной Владимир - в больнице. Побои нашли еще у одной девочки - 4-летней Виктории. Двое несовершеннолетних - в приюте. 

Оба родителя вместе со старшей дочкой под арестом. Им светит пожизненное. Уголовные дела завели также на заведующую сектором опеки в Краснодоне. За служебную халатность чиновнице светит до 5 лет.

Катю, Ваню и Лизу отдавали в образцовую семью, а оказалось - извергам.

Фото с личных страниц. 

* Фамилия изменена в интересах следствия. 

ЗВОНОК В СОЦСЛУЖБУ

"Мы всем в пример эту семью ставили"

- Эта семья постоянно на виду была! Они у нас образцовые и на хорошем счету. Во всех смыслах положительные характеристики у них и по месту жительства, и из школы. Да нам и проверять ничего не нужно было - на любом городском празднике их видели, - говорит Александр Квитка, начальник Краснодонского отдела по делам детей. - К тому же в этом доме живет работник нашей службы, он всю семью видел буквально каждый день - все в порядке было… Я в шоке от случившегося, не могу в это поверить. Мы ведь ставили эту семью всем в пример. 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Владислав СЕДНЕВ, завлабораторией Донецкого НИИ судебных экспертиз, доктор медицинских наук: 

- Материнский инстинкт - базовый, крайне сложно его перевернуть и разрушить. Нужно разбираться в первопричине таких событий. Искать, что подтолкнуло к необратимым процессам. Безусловно, можно говорить о том, что человек нездоров психически. Речь может идти о глубокой психопатии, когда есть непреодолимое стремление обратить на себя внимание любым способом… Либо какое-то другое серьезное психологическое отклонение, природу которого нужно изучать. 

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Всех устраивает игра в "образцовую семью"

Наталья МИЧКОВСКАЯ

Даже сейчас, когда стали известны подробности ужасной трагедии, мы стараемся говорить об этой семье более чем политкорректно. Мол, "семейная идиллия, жили дружно, но все перевернулось в одночасье". Как будто "все перевернулось" само по себе, да еще и именно в тот день, когда стал известен факт убийства, а не тогда, когда "мать-героиня" до смерти забивала малышей!

Сейчас удобно все списать на психическое нездоровье матери - дескать, что с больной взять? Но вопросов остается много. Если она действительно нездорова, почему ей позволили взять нескольких приемных ребятишек? Как случилось, что в течение полутора лет никто не заметил пропажу детей? Почему семьи с приемными детьми о грядущей проверке предупреждают настолько заранее, что они, извините за жаргон, успевают произвести "зачистку" и даже подобрать замену? 

Всеобщая любовь к показухе приводит к тому, что "мать-героиня" получает регалии, материальные блага и поддержку властей, город - ансамбль "Радуга", а соцслужбы - пример для подражания. Игра в "образцовую семью" всех очень устраивает, ведь она позволяет скрыть главное: по большому счету в нашей стране никто никому не нужен.